ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ АСПЕКТОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

В последние десятилетия в методике преподавания русского языка как иностранного продолжает активно развиваться проблематика системного подхода, который предполагает комплексное овладение иностранными учащимися русским языком, что включает в себя выработку навыков понимания национально ориентированного письменного и звучащего текста на изучаемом языке, а также формирование навыков устной коммуникации в русскоязычной среде. В виде подсистем определяются: структура и уровни обучения, среда обучения, образовательные программы, стандарты, а также практика владения русским языком. При этом современные требования к овладению русским языком иностранными учащимися актуализируют целый ряд других теоретических и практических аспектов обучения. В теории преподавания РКИ актуальными становятся страноведческий, лингвострановедческий, культурологический, лингвокультурологический, обществоведческий, социально-политический, исторический аспекты. Каждый из этих аспектов содержит и раскрывает собственный, связанный с другими (фонетический, лексикографический и т.д.) вектор в обучении РКИ. Совместно же данные аспекты приводят к комплексному подходу в углублении и интенсификации обучения русскому языку иностранных учащихся. В качестве отдельного блока можно выделить практическую аспектологию методики преподавания РКИ. Среди практических аспектов можно указать следующие: учет родного языка учащихся, учет принадлежности студентов к высококонтекстному и низкоконтекстному типу культуры, учет принадлежности учащихся к интровертному и экстравертному типу языковой личности. Отмеченные теоретические и практические аспекты преподавания РКИ направлены, в свою очередь, на формирование единого методического комплекса, отвечающего современному уровню развития методики преподавания языка, культурологии и психологии иностранного учащегося.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Recently, a systematic approach in the teaching Russian as a foreign language has been actively worked out, which requires the integrated mastering of the Russian language, developing skills in understanding nationally-oriented written and oral text in Russian, as well as developing oral communication skills in Russian-speaking environment. The subsystems of the teaching methodology of Russian as a foreign language are as follows: the structure and levels of teaching, the learning environment, educational programs and standards, as well as the practice of knowledge of the Russian language. Modern methods of teaching Russian is now incorporating the achievements of modern linguoculturology. At the same time, the modern requirements for mastering the Russian language of a foreign student actualize a number of theoretical and practical aspects of teaching. In the theory of teaching Russian as a foreign language, the following aspects are relevant: regional, culturological, social, socio-political, historical. Each of these aspects reveals a separate vector in teaching Russian as a foreign language. Together, these aspects create an integrated approach to deepening and intensifying Russian as a foreign language teaching. Among the practical aspects, the following have been developed: · taking into account the language of the country where Russian as a foreign language is taught; · taking into account high context and low context type of culture; · taking into account introverted and extroverted psychological type. These theoretical and practical aspects of teaching Russian as a foreign language form a methodological complex that meets the current level of methods of teaching a language, cultural studies and psychology of a foreign student.

Издательство
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Язык
Русский
Страницы
144-165
Статус
Опубликовано
Год
2019
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
methodology of teaching Russian as a foreign language; russian as a foreign language; a systematic approach to teaching; theoretical and practical aspects of teaching Russian as a foreign language; методика преподавания РКИ; внеязыковая среда; языковая среда; русский язык как иностранный; системный подход в обучении; теоретические и практические аспекты преподавания РКИ
Цитировать
Поделиться

Другие записи