СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МАСШТАБЫ И ФАКТОРЫ СДЕРЖИВАНИЯ

В последние годы экспертные и обыденные оценки вовлеченности российской молодежи в об-щественную деятельность мало расходятся: постсоветские поколения называют аполитичными, ин-дифферентными, безразличными к чему бы то ни было, кроме личного благополучия и интересов. В то же время изучением разных аспектов социальной и гражданской активности, политического участия и протестного потенциала не только молодежи, но российского общества в целом занима-ются крупнейшие исследовательские центры (Фонд «Общественное мнение», Всероссийский центр изучения общественного мнения, Левада-Центр, Институт социологии Российской академии наук), и в статье представлены их опросные данные за несколько последних лет, позволяющие диагности-ровать весьма низкий уровень политической вовлеченности и социальной активности российского населения. Полагая, что этот показатель может оказаться существенно выше для молодых поколе-ний, особенно студенчества, автор предпринимает два последовательных шага. Во-первых, про-рабатывает категорию «социальная активность», уточняя ее содержательное наполнение, в том числе движущие мотивы (в первую очередь, социально значимые потребности), субъектное «изме-рение» (личные потребности и интересы), типы целей (прагматичные и альтруистичные, коллек-тивные и личностные и т.д.), формы осуществления (личностная, групповая и др.) и внешние и внут-ренние факторы. Во-вторых, чтобы оценить мотивы и сдерживающие факторы вовлечения молодежи в общественную деятельность и обоснованность оценок молодых поколений как индифферентных, в статье представлены результаты ряда опросов, проведенных на выборке студентов Российского университета дружбы народов, которые подкреплены данными опросов общественного мнения. Автор уточняет причины незаинтересованности молодежи в общественной деятельности (отсутствие материальной выгоды; отсутствие интереса/желания/времени/мотивации; плохая информирован-ность; негативный образ общественных объединений), мотивы социальной активности (социальные, селективные, компетентностные, мобилизационные) и вступления в общественные объединения (самореализация; желание изменить мир; сочетание того и другого; совпадение личных интересов с деятельностью организации), а также факторы, определяющие отношение молодежи к общест-венной деятельности в целом (оценки ситуации в обществе, ценностные ориентации и социаль-ное самочувствие).

Social activity of the Russian youth: The scope and restraining factors

In recent years, both experts and public opinion tend to assess the involvement of the Russian youth in social activities as rather low: the post-Soviet generations are called apolitical and indifferent to anything except personal well-being and interests. At the same time, the largest research centers (Public Opinion Foundation, Russian Public Opinion Research Center, Levada Center, and Institute of Sociology) conduct sociological studies of various aspects of social and civil activities, political participation and protest potential of younger generations and Russian society as a whole. The article presents some recent data that prove the low level of political and social activity of the Russian population. The author believes that this level is higher among the younger generations, especially the students. To prove that, first, the author considers the category 'social activity': its motives (primarily socially significant needs), subjective 'measurement' (personal needs and interests), goals (pragmatic and altruistic, collective and personal, etc.), forms (personal, collective, etc.) and external and internal factors. Secondly, to assess the motives and restraining factors of the youth social activity, the article presents some results of the surveys conducted in the RUDN University and of the Russian public opinion polls. The author identifies reasons for the youth's lack of interest in public activities (lack of material benefits, desire/time/motivation, information, and negative image of public associations), motives of social activity (social, selective, mobilization, etc.) and for becoming a member of public associations (self-realization, the desire to change the world, combination of the two, etc.), and factors that determine the youth's perception of social activity in general (estimates of social situation, value orientations and social well-being).

Авторы
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
348-363
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2017
Организации
  • 1 RUDN University, Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russian Federation
Ключевые слова
Being apolitical; Social activities; Sociological surveys; Trust; Value orientations; Youth; молодежь; социальная активность; доверие; аполитичность; ценностные ориентации; социологические опросы
Цитировать
Поделиться

Другие записи