Статья посвящена проблеме соотношения параметров толерантности с особенностями личности и индивидуальности. Рассмотрены основные направления современных исследований толерантности в отечественной науке, обоснована актуальность и перспективность изучения данной проблематики в этнопсихологическом аспекте на примере многонациональной России. Представлены результаты эмпирического исследования связей выраженности видов толерантности с суперчертами пятифакторной модели личности «Большая пятерка» у русских и кабардинских студентов. Всего в исследовании участвовало 383 студента (170 - кабардинцы, обучающиеся в КБР, 74 - кабардинские студенты московских вузов, 139 - русские студенты, обучающиеся в Москве). Для диагностики видов толерантности (этническая, социальная, личностная и общий показатель) использовался экспресс-опросник Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности». Для диагностики факторов «Большой пятерки» применялся пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Проведенный сравнительный анализ показал, что факторы «Большой пятерки» являются относительно устойчивыми и не различаются в трех группах. Из видов толерантности социальная толерантность является наиболее близкой по выраженности, а этническая - наиболее различающейся в изучаемых группах, при этом у русских студентов средний показатель данного показателя самый относительно низкий. С помощью корреляционного анализа был обнаружено, что устойчивыми и подтверждающимися во всех группах являются связи между выраженностью толерантности и таких факторов, как открытость новому опыту и согласие.
The article is devoted to the problem of relation between tolerance aspects and personality traits. The main directions of the modern researches of tolerance were considered. The author substantiated the actuality and perspective of researching this problem in ethnopsychological aspect by the example of multinational Russia.The results of the empirical research on correlation between the types of tolerance and the “Big Five” factors in Russian and Circassian students are presented. A total of 383 respondents took part in the research, including 170 Circassian students from Kabardino-Balkariya, 74 Circassians from Moscow universities and 139 Russian students who are also from Moscow. With the help of express questionnaire “Index of Tolerance” by G.U. Soldatova, L.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaev and L.A. Shaygerova we diagnosed the level of students’ tolerance (ethnical, social, personal and general). For the diagnosis of the “Big Five” factors we used “The Five Factors questionnaire” in M.V. Bodunov and S.D. Biryukov’s modified version.The comparative analysis revealed that the “Big Five” factors are relatively stable and do not have significant differences in three groups. Comparing the types of tolerance, we found out that the level of social tolerance is almost the same in all groups, while ethnical type differs significantly. It’s notable that the average index of the above mentioned type of tolerance in a group of Russian students is the lowest.With the help of the correlation analysis we detected that the relation between tolerance and such personality traits as Openness to Experience and Agreeableness are the most stable and proven in all groups.