В отечественных и зарубежных политологических исследованиях за последние годы значительно возросло число научных трудов, касающихся влияния интернет-среды и новых медиасредств на актуальную политику. В них в основном обсуждаются проблемы трансформации электоральной системы в развивающейся медиасреде, механизмов самоорганизации общества и развития гражданской идентичности по коммуникационным сетям, а также вопросы разгосударствления и распределения властных ресурсов среди отдельных групп общества. В данной статье на основе сравнительного анализа рассматривается двойственная природа распространенных подходов к воздействию медиасреды на политические процессы и на примере актуальных событий в западных странах и арабском мире исследуются мобилизационные, интегрирующие, демократизирующие и интервенционные возможности современной медиасреды. Также анализируется практика применений новых медиасредств со стороны стран-лидеров в информационно-коммуникационном пространстве в качестве инструментов осуществления стратегии «мягкой силы» на национальном и международном уровнях. По результатам исследования авторы приходят к выводам, что в современном мире функциональный аппарат Интернета, несмотря на архитектурную открытость и безграничный социально-политический потенциал, ограничен деятельностью медиаэлит, что препятствует подлинному гражданскому участию, а преждевременно объявленный демократизирующий характер медиасреды ослаблен коммерциализацией и консьюмеризацией медиапространства. Более того, часто используемая категория обратной связи в качестве важнейшего мобилизационного инструмента носит ситуационно-событийный характер и имеет краткосрочное воздействие на формирование общественно-политических взглядов.
In the given article on the basis of comparative analysis is studied the dual nature of the widespread approaches to influence of media sphere upon political processes by the example of actual events in western countries and Arab world. The authors investigate mobilization, integration, democratization and intervention capabilities of the modern media sphere. The practices of application of the new media means by the leading countries as specific tools of soft power strategies at national and international levels have been thoroughly analyzed in the article. The authors come to conclusion that in the modern world the functional apparatus of the Internet despite it architectural openness and infinite socio-political potential is limited by the activities of media elites that hinder true civil participation. Untimely proclaimed democratic character of media sphere is weaken by commercialization and consumerism of media space. The category of “feedback” as an important mobilization tool has situational character and has the short-term impact upon political views and perceptions.