В статье предпринята попытка на основе системного подхода выявить нравственные ценности профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Процесс информатизации в XXI веке перешел на качественно новый этап развития: информационная среда нацеливает на формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и ценностные характеристики информационного общества. Одной из важнейших ценностных сфер в информационном обществе становится профессиональная деятельность. Ее нравственные ценности - взаимная ответственность, верность долгу, терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество - формируются в процессе профессионализации личности. Впоследствии в ходе профессионального труда формируются профессиональная совесть, долг, ответственность, достоинство, такт и др. Кроме того, важнейшей нравственной ценностью профессиональной деятельности является профессионализм, который не следует ограничивать суммой чисто профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионал обладает цельной, развитой, основывающейся на ценностных ориентациях нравственной культурой, реализующейся в глубоком понимании своего профессионального долга, в щепетильном отношении к вопросам профессиональной чести, в профессиональной ответственности. От того, насколько слиты в человеке профессиональные и нравственные начала, насколько они едины и согласованы, зависит успех его деятельности, цельность личности, мера творческого самовыражения в профессии. Задача формирования ценностей профессиональной деятельности работника - важнейшая часть профессионализации личности: она заключается в том, чтобы достичь оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить профессиональный опыт личности с богатством профессиональной и общественной морали. С этической точки зрения профессионализм состоит в способности обеспечить гармонию профессиональной деятельности и ее нравственной оценки, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных ситуациях.
The article identifies the moral values of professional activity in information society on the basis of the systematic approach. Informatization of society in the 21st century entered a new stage of its development. The new information environment aims at forming certain ideological and axiological priorities, according to which the value characteristics of information society change and reproduce. One of the most important value areas in information society is professional activity, whose moral values - mutual responsibility, loyalty to duty, tolerance, decency, and focus on cooperation-develop during personal professionalization. Subsequently, in the course of professional work, professional conscience, duty, responsibility, dignity, tact, etc. develop. Professionalism is the most important moral value of professional activity; however, it should not be limited to the sum of professional knowledge and skills. A true professional has a developed, based on value orientations, moral culture, deep understanding of his professional duty, the most scrupulous attitude to professional honor, a high degree of professional responsibility. The success of his activities, the integrity of his personality, and his creative self-expression in the chosen profession depend on his professional and moral principles-their unity and consistency. The task of forming the professional values of an employee is an essential component of personal professionalization in order to achieve an optimal combination of traditional and creative elements, of specific professional experience and public morality. From the ethical perspective, professionalism in the ability to ensure harmony of professional activity and its moral evaluation, readiness for worthy deeds in any professional situations.