В статье проводится анализ существующих в психологии подходов к исследованию концепта «власть». В частности, анализируются теоретические положения концепций психоанализа, бихевиоризма, экзистенциально-гуманистической школы, когнитивной психологии и исследуются некоторые отечественные теории. В статье рассматриваются исторические и психологические основания власти в обществе. Показывается связь ценностей и мотивов с феноменом подчинения. Исследуются различные исследовательские подходы к анализу политического восприятия. В целом, из всех предложенных подходов обосновывается полезность теории архетипов и важность исследования глубинных концептов культуры. Отмечается, что политические психологи и политологи всё больше обращают внимание на связь эмоций, бессознательных установок и предпочтений в выборе той или иной модели политической власти. Автор приходит к выводу, что современному психологическому подходу к власти не достает анализа изначальных архетипов культуры и концептов, лежащих в основании менталитета. Ценностный и мотивационный подходы не выполняют, по мнению автора, задач, стоящих перед исследованиями в области политической психологии. В связи с тем, что ценности не обладают устойчивостью в процессе исторического развития общества, они могут выступать показателем лишь временных социально-психологических явлений и феноменов. Отмечается, что существуют различные проторечевые и архаические формы власти, что можно увидеть на примере анализа концепта «приказ». В статье отмечается, что эвристически полезной является концепция архетипов коллективного бессознательного, которая была предложена К.Г. Юнгом и впоследствии получила своё развитие в исследованиях других авторов.
The article analyzes the existing approaches to the study of the concept of "power" in political psychology. In particular, the author focuses on theoretical foundations of psychoanalysis, behaviorism, existential-humanistic school and many others. The article analyses historical and psychological foundations of power in a society. Also, the article shows connection of political values and motives with the phenomenon of subordination. The author investigates various approaches in analysis of political perception. The author emphasizes heuristic potential and usefulness of the theory of archetypes and the study of the deep concepts of culture. It is noted that political psychologists and political scientists are increasingly paying attention to the relationship of emotions, unconscious attitudes and preferences in the choice of a particular model of political power. The author comes to the conclusion that contemporary psychological approach to power lacks the analysis of the original archetypes of culture and concepts underlying the mentality. According to the author, Value and motivational approaches do not perform challenges, facing research in political psychology. Due to the fact that values are not sustainable in the process of historical development of society they can serve as an indicator of only temporary socio-psychological phenomena. It is noted that there are archaic forms of power, that can be seen in the analysis of the concept of "order". Despite the fact that in modern society power takes more cultural and civilizational forms, the origins of power are rooted in deep human attitudes, that influence on the formation of the main institutions of power.