В статье рассматриваются торговые связи русского населения низовий Терека с народами Северо-Восточного Кавказа в исследуемый период. Показано, что с Кизляром и терскогребенскими станицами торговые отношения поддерживали все народы Дагестана и чеченцы. Особенным спросом в русских станицах низовий Терека пользовались всевозможные клинки и огнестрельное оружие, изготовленные горскими мастерами (вплоть до середины XIX в. терско-гребенские казаки были вооружены холодным и огнестрельным оружием местного производства). Также освещается роль Моздока - одного из главных пунктов торговли местных народов между собой и Россией рассматриваемого времени. Показано, что через Моздок проезжали купцы и торговые люди в Кизляр, Астрахань и другие российские города. Отмечается, что в первой половине XIX в. ассортимент товаров, привозимых в Моздок и вывозимых из города, стал еще шире. Также уделено большое внимание меновым дворам в регионе, торговым и ремесленным центрам в Дагестане и Чечне. Подчеркивается, что торговые отношения российских городов региона с народами края получают дальнейшее развитие. Кроме того, указано, что несмотря на преимущество морского транспорта, Кизляр продолжал играть немалую роль в экономических связях местных народов между собой, а также с промышленными центрами России. Подчеркнуто, что морские и речные перевозки по Каспию через Шандруковскую и Серебряковскую пристани, а затем по Волге по своему объему в значительной степени уступали сухопутным.
The article deals with the trade relations of the Russian population of the lower Terek with the people of the North-East Caucasus during the study period. It is shown that all the people of Dagestan and the Chechens maintained trade relations with Kizlyar and the Terek-Grebensky villages. Great demand in the Russian villages of the lower reaches of the Terek was given to various blades and firearms made by mountain masters (until the mid 19th century the Terek-Greben Cossacks were armed with weapons and firearms of local production). Also the role of Mozdok, one of the main points of trade of local people among themselves and Russia of the considered time is highlighted. It is shown that merchants and trade people passed through Mozdok to Kizlyar, Astrakhan and other Russian cities. It is noted that in the first half of the 19th century the range of goods brought to Mozdok and out of the city became even wider. Also, much attention is paid to exchange yards in the region, trade and craft centers in Dagestan and Chechnya. It is emphasized that the trade relations of the Russian cities of the region with the peoples of the region are further developed. In addition, it is noted that despite the advantage of sea transport, Kizlyar continued to play a significant role in the economic relations of local peoples among themselves, as well as with industrial centers of Russia. It is emphasized that sea and river transportation on the Caspian Sea through Sandukovsky and Serebryakovsky piers and then along the Volga substantially inferior to the land one in terms of its volume.