В статье обосновывается мысль о том, что философия религии Когена является попыт-кой синтеза кантианства и иудаизма, анализируются основные идеи главы марбург-ской школы неокантианства, которые, по его мнению, должны были осуществить этот синтез в рамках трансцендентальной философии. Указываются две причины, послу-жившие побудительным мотивом для пересмотра Когеном кантовской оценки места и роли религии в культурном прогрессе человечества: стремление более выверенно и непротиворечиво построить свою философскую систему, избежав дуализма логи-ческого и этического начал мышления и в то же время преодолев формализм самого этического начала, а также стремление вписать иудейство в европейскую традицию Просвещения. В статье прослеживаются три периода в эволюции взглядов Когена на религию, ее место и роль в системе трансцендентального идеализма и в системе че-ловеческой культуры: первый период условно охватывает время от появления первой фундаментальной работы марбургского философа по этике «Кантовского обоснования этики» и заканчивается с первым изданием другой фундаментальной работы по этике «Этики чистой воли», третий период, вызывающий самые противоречивые оценки у исследователей, знаменуют две основные работы Когена, посвященные его филосо-фии религии: «Понятие религии в системе философии» и «Религия разума из иудей-ских источников». Именно в последней работе появляется и тема Откровения, которая описывается марбургским мыслителем строго в рамках коррелятивной связи Бога и человека и взаимосвязи через разум человека Творения и Откровения.
The article substantiates the idea that the philosophy of the religion of Cohen is an attempt at the synthesis of Kantianism and Judaism, and analyzes the main ideas of the head of the Marburg school of Neo-Kantianism, which, in his opinion, were to implement this synthesis within the framework of transcendental philosophy. There are two reasons that motivated Cohen to review Kant’s assessment of the place and role of religion in the cultural progress of mankind: the desire to more accurately and consistently build his philosophical system, avoiding the dualism of the logical and ethical principles of thinking and at the same time breaking the formalism of the ethical principle itself, as well as the desire to write Judaism in the European tradition of the Enlightenment. The article traces three periods in the evolution of Cohen’s views on religion, its place and role in the system of transcendental idealism and in the system of human culture: the rst period conditionally covers the time from the appearance of the rst fundamental work of the Marburg ethical philosopher “Kant’s Foundation of Ethics” and ends with the rst edition another fundamental work on the ethics “Ethics of Pure Will”, the third period, which provokes the most contradictory evaluations among researchers, marks two of Cohen’s main works devoted to his philosophy of religion: “The Concept of Religion in the System of Philosophy” and “Religion of Reason from Jewish Sources”. It is in the latter work that there appears the theme of Revelation, which is described by the Marburgian thinker strictly within the framework of the correlation between God and man and the relationship through the mind of the man of Creation and Revelation.