Обучение средствам лингвистической политкорректности как инструменту формирования межкультурной компетенции

Статья посвящена феномену лингвистической политкорректности (ЛПК), его распространению в современном обществе и в первую очередь его связи с методическим аспектом обучения иностранным языкам. Актуальность данного вопроса заставляет уделить ему особое внимание, поскольку в тех или иных речевых ситуациях, возникающих на фоне новых культурных реалий, студенты неизбежно сталкиваются с трудностями использования политкорректной лексики. В своем исследовании авторы попытались выяснить, насколько языковые средства выражения политкорректности становятся частью речевой культуры русскоговорящих студентов в процессе изучения ими иностранного (английского) языка. Целью работы является рассмотрение возможности обучения средствам лингвистической политкорректности как инструменту формирования у студентов межкультурной компетенции. Задачи исследования: изучить учебную и методическую литературу по указанной проблеме; осуществить тестирование и анкетирование, помогающие определить, владеют ли русскоговорящие студенты лексическими и грамматическими средствами выражения политкорректности английского языка; выявить особенности системы русского языка, которые, отражая специфику менталитета, препятствуют русскоговорящим студентам сформировать устойчивый навык использования средств ЛПК. Гипотеза исследования: для русскоговорящих студентов лингвистическая политкорректность не является частью их речевой культуры, а формирование устойчивого навыка использования ЛПК требует планомерной методической работы. Методы исследования: изучение литературы, наблюдения, опрос и анкетирование, обобщение и анализ статистики. В результате исследования авторы пришли к следующему заклю-чению: 1) русскоговорящие студенты, в силу особенностей русского языка и менталитета, испытывают затруднения в применении средств ЛПК; 2) привлечение внимания студентов к проблеме, тщательный подбор методических материалов, планомерная работа по овладению студентами лексическими и грамматическими средствами выражения политической корректности помогают последним преодолеть межкультурные барьеры, дают им представление о современной картине мира, формируют межкультурную компетенцию, а также способствуют более успешному общению с представителями других культур.

Teaching Means of Linguistic Political Correctness as a Tool of Developing Intercultural Competence

The given article examines the phenomenon of linguistic political correctness (LPC), its use in today’s society, and, first and foremost, its relevance for methodology of teaching foreign languages. The topicality of this phenomenon prompted the authors to address this problem as students constantly face difficulties that arise when communicating in new cultural environment demanding politically correct vocabulary. The aim of the research is to find out to what extent linguistic political correctness is a part of Russian-speaking students’ speech culture. The authors also intend to consider teaching linguistic political correctness as a tool of developing intercultural competence in students. The objectives of the research are to study the literature on the problem; to conduct surveys with the view of finding out whether Russian-speaking students are competent in LPC means; to reveal the specifics of the Russian language and mentality preventing Russian-speaking learners of English from mastering LPC skills. The hypothesis of the study is: linguistic political correctness is not a part of Russian-speaking students’ speech culture, and developing а sustainable skill requires considerable effort. The research methods include observation and survey, theoretical analysis, systematization as well as data analysis. The authors come to the following conclusion: 1) due to the specifics of the Russian language and mentality Russian-speaking learners of English experience difficulties in using LPC; 2) making students aware of the importance of this phenomenon, careful selection of teaching materials help them to overcome cross-cultural barriers, provides them with a present-day worldview, enhances their cross-cultural competence and enables them to successfully interact with representatives of different cultures.

Издательство
Межрегиональная общественная организация "Фонд развития науки и культуры"
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
36-38
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • 2 Институт русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова
лингвистическая политкорректность; межкультурная компетенция; категория рода; linguistic political correctness; intercultural competence; category of gender
Цитировать
Поделиться

Другие записи