В статье рассмотрена корпоративная социальная ответственность бизнеса и выявлена его роль в управлении российскими компаниями. Цель исследования заключается в обосновании значимости КСО как нового и эффективного инструмента управления конкурентоспособностью российских компаний в условиях глобальной конкуренции на потребительском рынке. Основными задачами являются определение сущности понятий «корпоративная социальная ответственность бизнеса», выявление преимуществ, которые получает компания, реализующая социальные проекты на рынке, анализ специфических характеристик российской модели КСО и рассмотрение практического опыта применения инструментов КСО для поддержания конкурентоспособности оте-чественного бизнеса. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что благодаря применению основных инструментов корпоративной социальной ответственности, современные российские компании обеспечивают себе успешное развитие посредством привлечения и удержания своих потребителей, эффективно управляют своим имиджем, тем самым обеспечивая конкурентоспособность своей организации. В ходе исследования авторами были использованы такие методы, как изучение и обобщение, анализ и синтез. В результате исследования установлено, что использование основных инструментов КСО дает компании дополнительные весомые конкурентные преимущества и является новым эффективным инструментом управления конкурентоспособностью компании в условиях глобальной конкуренции на рынке потребительских товаров.
The article deals with corporate social responsibility of business and its role in the management of Russian companies. The purpose of the study is to substantiate the importance of CSR as a new and effective tool for managing the competitiveness of Russian companies in the global competition in the consumer market. The main tasks are to determine the essence of the concepts of “corporate social responsibility of business”, to identify the benefits that the company receives, implementing social projects in the market, to analyze the specific characteristics of the Russian CSR model and to consider the practical experience of using CSR tools to maintain the competitiveness of domestic business. The hypothesis of the study is the assumption that using basic tools of corporate social responsibility, modern Russian companies ensure their successful development by attracting and retaining their customers, effectively manage their image, thereby ensuring the competitiveness of their organization. In the course of the study, the authors used such methods as study and synthesis, analysis and synthesis. The study found that the use of basic CSR tools gives the company additional significant competitive advantages and is a new effective tool for managing the competitiveness of the company in the global competition in the consumer goods market.