Проблема и цель. В настоящее время, при массовом распространении компьютерных технологий и росте интереса к русскому языку, со стороны граждан зарубежных стран, не разработана и не внедрена в головных и локальных центрах тестирования по русскому языку как иностранному (РКИ) система компьютерного тестирования, не получили широкого распространения современные методики и программы статистического анализа результатов компьютерного тестирования и оценки качества репетиционных и экзаменационных тестов. Методология. Предложены два варианта разработанных авторами комплексных технологий «Тестер» (программы «Банкир», «Тестер», «Маркер», «СтатИнфо») и «ТРТестер» (программы «Протокол», «ТРКлиент», «ТРТестер», «ТРИнформ», «ТРФормы») для организации компьютерного тестирования по РКИ. Оба варианта прошли апробацию в централизованном тестировании и в вузах России, являются комплексными и универсальными, обеспечивая весь цикл работ - от подготовки компьютерных тестов, проведения компьютерного тестирования, сбора результатов в базы данных, выполнения оперативного статистического анализа результатов тестирования и статистического анализа качества тестовых заданий. Результаты. В технологии «ТРТестер» реализована возможность полностью перейти на компьютерное тестирование или часть субтестов проводить на компьютерах, а часть - на бланках. Репетиционное и экзаменационное тестирование по РКИ можно проводить на компьютерах по всем субтестам (лексика и грамматика, чтение, аудирование, письмо, говорение). Автоматизирована работа эксперта для проверки и оценки на компьютере результатов выполнения неформализованных субтестов (письмо и говорение). В статье, в качестве примеров, показаны фрагменты изображений на экране дисплея при работе с программами комплекса «ТРТестер». Заключение. Обоснована актуальность создания комплексной системы компьютерного тестирования по РКИ. Предложены два варианта инициативно разработанных ими комплексных технологий «Тестер» и «ТРТестер» для организации компьютерного тестирования по РКИ.
Problem and goal. At present, with the massive spread of computer technology and the growth of interest in the Russian language, by the citizens of foreign countries, is not developed and implemented in the Head and local testing centers in Russian as a foreign language (RCT) system of computer testing, not widely used modern methods and programs of statistical analysis of the results of computer testing and quality assessment of rehearsal and examination tests. Methodology. Two options developed by the authors of complex technologies «Tester» (the program “the Banker”, “Tester”, “Token”, “Statinfo”) and “Trester” (program “Protocol”, “Tsclient”, “Trester”, “Tranform”, “Thorny”) for computer-based testing by RCTS. Both variants have been tested in centralized testing and in Russian universities, are complex and versatile, providing the entire cycle of work - from the preparation of computer tests, computer testing, data collection, performance of operational statistical analysis of test results and statistical analysis of the quality of test items. Results. In technology «Trester» the possibility to completely switch to computer testing or part of a subtest to spend on computers and some on the forms. Rehearsal and examination testing for RCT can be carried out on computers for all sub-tests (vocabulary and grammar, reading, listening, writing, speaking). Automated expert work to check and evaluate on the computer the results of unformalized subtests (writing and speaking). In the article, as examples, show the fragments of images on the display screen when working with complex programs “Trester”. Conclusion. The urgency of creating a complex system of computer testing for RCT is substantiated. Two options of the initiative they have developed complex technologies “Tester” and “Trester” for computer testing in RCTS.