Тематические доминанты телешоу "Пусть говорят"

В статье представлены результаты семантико-тематического анализа выпусков телевизионного ток-шоу «Пусть говорят» (сезон 2017 г.). Цель - выявить реальные ценностные предпочтения создателей и участников самой рейтинговой развлекательной программы Первого канала. Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение обеспечивает массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремится объединить общество на основе единых ценностей. Если программа «Пусть говорят», согласно своим установкам, выносит на обсуждение частные проблемы, которые волнуют всех без исключения россиян, есть резон обнаружить и осмыслить эти явные и косвенные проблемы, используя метод контент-анализа. Авторы предположили, что системообразующим ценностным понятием может оказаться семья в ее традиционном смысле. В результате изучения стенограмм всех эпизодов шоу 2017 г. гипотеза нашла подтверждение, также было обнаружено, что самыми употребляемыми в ток-шоу «Пусть говорят» стали слова «ребенок», «дети». При этом выявлен ценностный парадокс: «ребенок», оставаясь важным элементом нарратива, по сути, играет роль «макгаффина» (термин А. Хичкока): сам по себе ребенок не важен, но все хотят им обладать, он - инструмент достижения цели и главная причина конфликта между персонажами.

The key topics of TV show “Let them talk”

The article presents the results of the thematic analysis of the TV talk show “Let them talk” (within the season 2017) - the highest rated program of the First Channel. The main goal is to identify the real values promoted by its creators and participants to the public. The relevance of the study is explained by the fact that the federal television in modern Russia reproducts the socially significant patterns of thinking and behavior of citizens in an attempt to unite society on the basis of common values. If the program “Let them talk”, according to its authors’ attitudes, brings to discussion the sensible subjects for “all of the Russians without exception”, there is a reason to discover and comprehend the explicit and implicit subjects using the content analysis and thematic analysis. As a result of our analysis we identified the values’ paradox: though the word “child” was the most mentioned in season 2017 the narrative role attributed to the children in the TV-show in question is to be “Me Guffin” (A. Hitchcock’s terminology). The substance of the above-mentioned paradox is that the child itself is important only as a tool for achieving the goal and at the same time the child is often the reason of conflicts between the show participants. The main results of the study were presented in english as a paper “Let Them Talk as Encyclopedia of Russian Life: Latent Accursed Questions on Russian Television (2017)” for the the Eighth International Scientific and Practical Conference “Modern problems of linguistics and didactics: Interdisciplinary approach in the humanities and social sciences”.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
441-452
Статус
Опубликовано
Том
23
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
телевизионное шоу; ток-шоу; "Пусть говорят"; ценностные ориентации; ключевые темы; тематические доминанты; семейные ценности; ребенок-макгаффин; Let Them Talk (talk show); social value orientation; Key topics; the dominant themes; McGuffin
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Шариков А.В., Проскурнова Е.Л., Кандакжи Лина
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 23. 2018. С. 428-440
Баранова Е.А., Карих Е.Л.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 23. 2018. С. 453-465