ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ А.Ф. ЛОСЕВА

Данная статья посвящена рассмотрению двух парадигм личности в рамках персоналистической установки историко-философской концепции А.Ф. Лосева. В качестве контекста дается краткий обзор персоналистических воззрений некоторых философов ХХ в. (П.А. Флоренский, М.К. Мамардашвили, А. Мацейна, В.В. Миронов, С.М. Половинкин). Приводятся оригинальные авторские формулировки личности, отражающие диалектический подход А.Ф. Лосева к проблеме личности. Делается вывод о личностности самого процесса философствования. Лосев выделяет две концепции личности, различая личность субстанциальную и личность атрибутивную. При субстанциальном понимании личность является самодостаточной, уникальной, первичной по отношению к природным характеристикам, свободной от внутренней или внешней необходимости. Признаки такой личности, называемой философом Абсолютной, наиболее соответствуют представлениям об Абсолюте (Боге) в средневековой патристике. Появление представлений об Абсолютной Личности определяется Лосевым как «смысловая революция» и по времени относится к IV-V векам. При атрибутивном понимании личность неабсолютна, ограничена материально-вещественными характеристиками, является лишь частью человеческого существа, одной из его ролей. Так, атрибутивная личность античности представляет собой порождение чувственно-материального космоса, тогда как абсолютная личность Средневековья сама творит этот космос. Понятия об Абсолютной и относительной личности лежат в основе теистической и пантеистической метафизических парадигм, используемых А.Ф. Лосевым в историко-философском анализе эпох античности, Средневековья и Ренессанса. В истории философии, как показывает А.Ф. Лосев, можно наблюдать смену указанных парадигм, свидетельствующую о положительном развитии или, наоборот, регрессе философской мысли. Таким образом, персоналистическое учение А.Ф. Лосева является важным методологическим принципом его работ и может применяться в дальнейших историкофилософских исследованиях.

PERSONALISTIC METHODOLOGY IN HISTORICALAND PHILOSOPHICAL STUDIES OFA.F. LOSEV

This article is devoted to the consideration of the two paradigms of personality in the framework of the personalistic historical and philosophical conception of the person of A.F. Losev. A brief review of the personal views of some philosophers of the twentieth century (P.A. Florensky, M.K. Mamardashvili, A. Matsein, V.V. Mironov, S.M. Polovinkin) is given as a context. The paper provides the original author’s formulations of the personality, reflecting a dialectical approach of A.F. Losev to the problem of personality. The article suggests the conclusion about the personalistict character of the process of philosophizing. Losev distinguishes two concepts of personality distinguishing between the substantial personality and the attributive personality. In the substantial understanding the personality is self-sufficient, unique, primary in relation to natural characteristics, free from internal or external necessity. Signs of such a person, called the Absolute by the philosopher, most consistent with the concepts of the Absolute (God) in medieval Patristics. The emergence of the ideas of the Absolute personality is defined by Losev as a «conceptual revolution» and referred to the time of 4-5 centuries. With attribute understanding of personality it is not absolute, limited with the physical characteristics being only a part of a human, one of his roles. Thus, the attributive personality of antiquity is a product of the sensual-material cosmos, while the absolute personality of the middle Ages itself creates this cosmos. The concepts of the Absolute and relative personality are the basis of theistic and pantheistic metaphysical paradigms used in historical and philosophical analysis of the epochs of antiquity, Medieval and Renaissance. In the history of philosophy, as shown by A.F. Losev, it is possible to observe the change of these paradigms, indicating a positive development or, conversely, the regression of a philosophical thought. Thus, the personalistic studying of A.F. Losev is an important methodological principle of his works and can be applied in further historical and philosophical research.

Авторы
Журнал
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный университет"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
36-43
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
personalism; personalistic concept of A.F. Losev; the identity of attribute and the identity of substance; absolute theism; relative theism; pantheism; персонализм; персоналистическая концепция А.Ф. Лосева; личность атрибутивная и личность субстанциальная; абсолютный теизм; относительный теизм; пантеизм
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Чистякова О.В.
Logos et Praxis. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный университет". Том 17. 2018. С. 6-15
Benyoucef Y.M., Razin Andrey
Architecture and Engineering. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Том 3. 2018. С. 3-12