ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования самореализации субъектов с разными показателями эмоционального выгорания. Выявлено, что разные стадии выгорания обуславливают личностные деформации специалистов сферы человек-человек и оказывают влияние на успешность их самореализации. Доказано, что самореализация респондентов с разными показателями эмоционального выгорания имеет отличительные количественные и качественные особенности, что свидетельствует о прямой зависимости данных психологических образований, где выгорание выступает одним из барьеров успешности самореализации субъектов педагогической деятельности. Во введении кратко представлена степень разработанности проблемы и современные тенденции исследования самореализации личности. На первом этапе эмпирического исследования были выявлены и дифференцированы симптомы эмоционального выгорания у педагогов, определены фазы выгорания и охарактеризованы профессиональные деформации. Результаты исследования показали, что существуют количественные и качественные отличия в профессиональных деформациях у респондентов на разных стадиях выгорания. На следующем этапе исследования были выявлены особенности проявления самореализации у респондентов с разными фазами эмоционального выгорания. Как показывают полученные результаты, респонденты на начальной фазе выгорания практически полностью сохраняют способность к самоосуществлению, их отличает социальная активность, творческое мышление, выраженный самоконтроль и ориентация на достижение результатов. У респондентов с фазой резистенция и истощение в иерархической структуре самореализации доминирует пассивность, стандартные схемы самовыражения, неверие в свои силы и возможности, ориентация на неудачи, зависимость от внешних обстоятельств, слабая саморегуляция.

FEATURES OF SELF-FULFILLMENT AT DIFFERENT STAGES OF BURNOUT

The article presents the results of an empirical study of the self-fulfillment of subjects with different indicators of burnout. It is revealed that different phases of burning out cause personal deformations of specialists in the "man-man" sphere and influence the success of their self-fulfillment. It is proved that the self-fulfillment of respondents with different indicators of burnout has distinctive quantitative and qualitative features, which indicates the direct dependence of these psychological formations, where burnout is one of the barriers to the success of self-fulfillment of actors. The introduction briefly presents the degree of elaboration of the problem and current trends in the research of self-fulfillment of the individual. At the first stage of empirical research, symptoms of burnout in police officers and teachers were identified and differentiated, the burnout phases were determined, and professional deformations were characterized. The results of the research showed that there are quantitative and qualitative differences in professional deformations among respondents at different stages of burnout. At the next stage of the research, the features of self-fulfillment among the respondents with different phases of burnout were identified. As the obtained results show, the respondents at the initial burnout phase almost completely retain the ability to self-fulfillment, they are distinguished by social activity, creative thinking, significant self-control and a commitment to achieving results. The respondents with a phase of resistibility and exhaustion in the hierarchical structure of self-fulfillment, are dominated by the passivity, standard self-expression schemes, self-distrust, a commitment to failure, dependence on external circumstances, and weak self-adjustment. In summary, the conclusion is made about the significance of various symptoms-complexes of burnout in the self-fulfillment of the personality of police officers and teachers.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский центр социально-гуманитарных проблем Кавказского региона
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
87-99
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Ключевые слова
personality; teachers; police officers; self-fulfillment; burnout; variables; symptoms; phases
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Меланьина М.В.
Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кисловодский институт экономики и права. 2018. С. 4-4