Автор, основываясь на практическом опыте реализации двустороннего взаимодействия КНР и РФ в области образования, раскрывает основные направления этого сотрудничества и анализирует его ключевые особенности. В статье приводятся конкретные примеры из опыта работы российских вузов и организаций с китайскими партнерами по согласованным направлениям двустороннего сотрудничества, совместного взаимодействия в области изучения и преподавания русского и китайского языков, создания ассоциаций профильных вузов России и Китая и пр. Целью данного исследования является выявление особенностей практики взаимодействия ведущих российских и китайских университетов по развитию и реализации совместных образовательных программ с выдачей двойных дипломов. Отдельно анализируется актуальная нормативно-правовая база российско-китайского сотрудничества в области образования. Одной из задач статьи стало рассмотрение сотрудничества обеих стран по продвижению русского и китайского языков, состояния вопроса изучения государственных языков стран-партнеров. Проводится статистический анализ количества китайских студентов, обучающихся в российских вузах, числа партнерских соглашений и программ, объемов бюджетной квоты, выделяемой на обучение китайских студентов в российских вузах. В целом, актуальность статьи обусловлена общей тенденцией по расширению сотрудничества России и Китая в области образования, в частности, в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по которому КНР является одним из приоритетных государств, а число китайских студентов, обучающихся на различных формах подготовки в российских образовательных организациях должно увеличиться до 100 тыс. человек. Представляется, что статья привлечет внимание руководителей и работников международных подразделений вузов Российской Федерации, государственных и частных компаний, занимающихся сотрудничеством в сфере образования и науки с Китайской Народной Республикой.
The author of the article, who is the chairman of the Russian part of the Russian-Chinese working group on interaction in the study and teaching of Russian and Chinese languages, the development of bilateral academic exchanges and scientific and technical cooperation of universities, analyzes the main directions of modern cooperation between Russian Federation and PRC in the field of education. The article also gives examples from the practice of cooperation between Russian universities and organizations and Chinese partners on coordinated areas, joint interaction in the studying and teaching Rus-sian and Chinese languages, the creation of associations of profile universities in Russia and China. The aim of this research is to identify the specifics of the practice of cooperation between the leading Russian and Chinese universities in the development and implementation of joint educational programs with the double diplomas. Separately, the current regulatory and legal framework of Russian-Chinese co-operation in the field of education is also analyzed. Author also considers the cooperation of the two countries in promoting Russian and Chinese lan-guages, the issues of studying the state languages of partner countries. A statistical analysis of the number of Chinese students studying in Russian universities, the number of partnership agreements and programs, the volume of the budget quota allocated for the training of Chinese students in Russian universities is also conducted. In general, the relevance of the article is due to the general tendency to expand cooperation between Russia and China in the field of education, in particular, within the framework of the priority project “Development of the export potential of the Russian education system”, within which China is one of the priority states, as well as Chinese students studying in different forms of training in Russian educational organizations should increase to 100,000 people. It seems that the article will attract the attention of heads of state and private organizations engaged in cooperation with China in education and science.