ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРЕДВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

В статье рассматриваются некоторые существенные процессы в русской детской литературе предвоенного времени, причины и следствия воздействия (скрытого) государственного заказа в искусстве, сказавшегося в специфической героизации образа ребенка и общественного сознания. Автор совершает экскурс в прошлое, в десятилетия возникновения и развития понятия «личность» в движении русской литературы для взрослых, а затем и для детей, указывает на появление новых, «советских», традиций в понимании личности - в идеализации личности подростка-«вождя», в утверждении приоритета общественных целей над целями частными. В основной части статьи предпринята попытка по-новому объяснить своеобразие произведений для юношества А.П. Гайдара и В.А. Осеевой, в частности формально-содержательные «переклички» повестей «Тимур и его команда» и «Васек Трубачев и его товарищи». Выявляются сходства и различия реакции писателей на социокультурную ситуацию в стране.

THE INDIVIDUAL AND THE COLLECTIVE IN RUSSIAN CHILDREN’S LITERATURE OF PRE-WAR TIME

The article considers some of the major processes in Russian children’s literature of the pre-war period, the causes and consequences of the influence (hidden) of the governmental order in the art, that affected in a specific idealization of the image of the child and of public consciousness. The author needs commit an excursus in the past, in decades of the origin and development of the concept of “personality” in the movement of Russian literature for adults and then for children, indicates the emergence of new, “Soviet” traditions in the understanding of personality - in the idealization of the personality of the teenager-”chieftain”, in the affirmation of the priority of public goals over private goals. The main part of the article is devoted to the attempt to make a new explanation of the originality of works for juvenility of A.P. Gaidar and V.A. Oseeva, in particular, the formal-substantive “roll call” of narratives “Timur and his team” and “Vasek Trubachev and his comrades”. Similarities and differences between the reactions of these writers to the socio-cultural situation in the country are determinated in the article.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
41-47
Статус
Опубликовано
Год
2016
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
русская детская литература; личность; подросток; команда; герой; Russian children’s literature; personality; adolescent; team; protagonists
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Мельников Е.С.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 7-14
Шервашидзе В.В., Семыкина М.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2016. С. 68-73