В статье рассматривается метод виньеток как проективный метод с перспективой альтернативного использования традиционным методам в массовых опросах. Приводится пример изучения социальных представлений об интеллигентном человеке с помощью этого метода. Раскрывается значение термина «социальные представления» с точки зрения С. Московичи, как социолога, осуществившего его концептуализацию и эмпирическую интерпретацию. Раскрывается и описывается структура социальных представлений, состоящая из «ядра» и «периферии» согласно теории Ж-К. Абрика. В статье также представлен процесс создания виньеток, определение их количества, условия закладываемых в инструмент переменных. Главный акцент делается на описании возможностей обработки данных, полученных методом виньеток с помощью расчета индексов, дискриминантного анализа и логистической регрессии. Приводится обоснование выбора этих методов анализа для обработки данных, полученных методом виньеток. Подробно описывается процедура исследования, процесс создания инструментария, обосновывается выборка. Проводится анализ полученных результатов каждым из методов, их сопоставимость с данными, полученными ранее. Описываются результаты и применимость каждого из способов анализа. Данные дискриминантного анализа и логистической регрессии полностью подтверждают друг друга, что важно для верификации данных, полученных с помощью разных методов анализа.
The article considers the vignette method as a projective technique that can be an alternative for the traditional methods in mass surveys. The authors present an example of the study of the social representations of an intelligent man with the vignette method: identify the meaning of the concept 'social representations' suggested by S. Moscovici, a scientist who introduced its conceptualization and empirical interpretation; and describe the structure of social representations which consists of a 'core' and a 'periphery' according to the theory of J.-C. Abric. The article shows the process of creating vignettes, choosing their number and conditions for the tool application. The main emphasis is made on the analysis of data obtained through the vignette method by calculating indices, discriminant analysis and logistic regression, and the explanation for the application of these three techniques is given. The authors describe the research procedure, the creation of the tool and the sample; compare the results of each method of analysis. Discriminant analysis and logistic regression data confirm each other, which is an important verification of the results of different methods of analysis.