Исследуется влияние артистизма педагога на формирование толерантности в образовательной среде школы. Учитель-актер противопоставляется так называемому «урокодателю» - учителю, считающему себя обязанным только обучать школьников, но не воспитывать их. Проведен анализ современной научной литературы, посвященной педагогическому артистизму. Установлено, что артистичное преподавание делает учащихся (а в какой-то степени и самих учителей) более терпимыми, однако это происходит опосредованно - через положительные эмоции, создание комфортной учебной атмосферы. Выявляется связь между стилем взаимодействия педагога с учащимися и уровнем педагогического артистизма, рассмотрены методы, способствующие развитию данного качества. Исследование представляется особенно актуальным в связи с переходом к инклюзивному образованию, предусмотренным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Новизна работы заключается в изложении основ авторского теоретико-практического курса «Актерское мастерство в практике школьного учителя» и комментариев к нему, подготовленных одним из соавторов статьи - учителем-практиком с двумя высшими образованиями: педагогическим и актерским. Авторы статьи приходят к выводу, что студентов педагогических специальностей следует обучать артистизму не по системе К. С. Станиславского, а по системам В. Э. Мейерхольда и Б. Брехта.
The impact of the teacher's artistry on forming tolerance in the educational environment of the school is considered. Teacher-actor is opposed to the so-called "lessons giver" - the teacher considers himself bound only to teach students, but not to raise them. The analysis is made of modern scientific literature on the pedagogical artistry. It is found that artistic teaching makes students (and to some extent teachers themselves) more tolerant, but this happens indirectly through positive emotions, creating a comfortable learning atmosphere. The link between the style of interaction between teacher and students and pedagogical level of artistry is revealed, the methods conducive to the development of this quality are considered. The study is particularly relevant in connection with the transition to inclusive education, established by the Federal law "On education in Russian Federation." The novelty of this work is to present the fundamentals of the author's theoretical-practical course "Acting skills in the practice of school teacher" and the commentaries thereto, prepared by one of the authors of the article - a teacher-practitioner with two higher educations: pedagogical and acting. The authors come to the conclusion that the students of pedagogical specialties should be trained in the artistry not by the Stanislaysky system, but by the system of V. Meyerhold and B. Brecht.