КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ: КЛОНИРОВАНИЕ ИДЕЙ И СМЫСЛОВ

При очевидном интересе средств массовой информации (далее - СМИ) к культурным индустриям этот специфический сегмент интеллектуального рынка все еще остается вне фокуса социологического интереса. Пристального внимания заслуживает, например, «продукция с подтекстом» - отвечающая за мировоззренческую состоятельность информационного общества, тем более что информационные технологии, став частью производственных цепочек культурных индустрий, заметно расширили функции образования и сферы досуга. Крайне разнородные, на первый взгляд, производства идей и смыслов обладают единством в выработке репертуара, создания культа героя своего времени и культуры потребления информационных продуктов. Э. Морен отметил в креативных технологиях органическую «способность стандартизации великих романтических тем, превращения архетипов в стереотипы». С повсеместной оцифровкой производства этот процесс приобрел небывалую динамику, масштаб, а также идеологическую направленность и материальный интерес. Неизжитые драмы холодной войны и неурядицы на постсоветском пространстве убеждают, что «умная сила» оппонентов России достаточно действенна и результативна. Она, с одной стороны, консолидирует общественное мнение других стран, а, с другой стороны, деформирует политическую культуру объекта влияния, изощренными манипуляциями искажая картину мира современных молодых поколений. Инвесторы культурных индустрий не только вкладывают средства в расширение прибыльного интеллектуального бизнеса, но и обслуживают политический процесс воспроизводства власти, которая, в свою очередь, обеспечивает оптимальные условия для проникновения «продукции двойного назначения» в чужие информационные поля и культурные пространства. Готов ли российский социум к нейтрализации и парированию нового класса информационных угроз - об этих и некоторых других дискуссионных проблемах размышляют авторы статьи.

Cultural industries: Cloning of ideas and meanings

Despite the obvious interest of the media to cultural industries, this specific segment of the intellectual market still remains outside the focus of sociological interest. For example, “products with subtext” deserve our close attention for they are responsible for the ideological consistency of the information society especially due to the fact that information technologies, having become part of the production chains of cultural industries, have significantly expanded the functions of education and leisure. The seemingly heterogeneous productions of ideas and meanings are quite similar and unified in the elaboration of the repertoire, creation of the cult of the hero of his time and the culture of consumption of information products. E. Morin mentioned that creative technologies possess the “ability to standardize great romantic themes, thus, transforming archetypes into stereotypes”. Under the widespread digitization of production, this process has gained unprecedented dynamics, scale, ideological orientation and material interest. The persisting dramas of the Cold War and the post-Soviet conflicts prove that the “smart power” of Russia’s opponents is quite effective. On the one hand, it consolidates the public opinion of other countries, and, on the other hand, deforms the political culture of the object of its influence by sophisticated manipulations of the world picture of the younger generations. Investors of cultural industries not only invest in the expansion of a profitable intellectual business but also serve the political reproduction of power, which, in turn, provides optimal conditions for the “dual-use products” entering foreign information fields and cultural spaces. Whether or not the Russian society is ready to neutralize and counter the new class of information threats — the authors consider this and some other debatable issues. © V.N. Davydov, A.I. Arshinova, S. Sofoklis, 2018.

Авторы
Давыдов В.Н. 1 , Аршинова А.И. 2 , Софоклис С.3
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
4
Язык
Английский
Страницы
776-786
Статус
Опубликовано
Том
18
Год
2018
Организации
  • 1 RUDN University, Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russian Federation
  • 2 Education Committee of the State Duma of the Federal Assembly, Okhotny Ryad St., 1, Moscow, 103265, Russian Federation
  • 3 Cyprus newspaper “HARAVGI”, Cyprus
Ключевые слова
Aesthetic communication; Algorithmic thinking; Creative technologies; Cultural industries; Informational expansion; Network projects; Search thinking; “smart power”; алгоритмическое мышление; креативные технологии; культурные индустрии; «умная сила»; поисковое мышление; сетевые проекты; информационная экспансия; эстетическая коммуникация
Дата создания
04.02.2019
Дата изменения
10.03.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/36538/
Поделиться

Другие записи

Grinberg M.V., Arutyunyan I.V., Tsedik L.V., Makarov A.V., Elchaninov A.V., Lokhonina A.V., Fatkhudinov T.K.
Акушерство и гинекология. ООО «Бионика Медиа». Том 2018. 2018. С. 70-79