В статье рассматривается концепт «осевого времени» К. Ясперса, как он представлен и развит в современной философии в России. Анализируются идеи таких философов и историков философии, как М.К. Мамардашвили (универсализм «осевого времени»), А.В. Семушкин (разрушение первобытного мифа и рождение рефлексии), П.П. Гайденко (прорыв в сферу трансцендентного), А. Мень (библейский профетизм как составляющая «осевого времени») и П.К. Гречко (безграничная коммуникация). Вскрывается определенная общность позиций указанных мыслителей, универсализм их мышления и открытость иным культурам, готовность к диалогу. Статья подготовлена при поддержке гранта ФГСН РУДН, проект «Знание, разум и вера в историко-философском дискурсе: сравнительные исследования», № 100335-0-000.