Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка диагностического устройства топливной аппаратуры (ТА) автотракторного дизеля. Объект исследования - топливная аппаратура автотракторного дизеля с разделённым впрыском топлива. В статье приведен анализ неисправностей топливной аппаратуры автотракторного дизеля, рассматривается предлагаемое устройство диагностирования. Рассмотрена конструкция устройства для оценки полезного перемещения иглы распылителя форсунки ДВС семейства КАМАЗ и возможность подключения разрабатываемого устройства к электрической сети автомобиля. Выявлено, что наиболее нагруженным элементом топливной аппаратуры с разделённым впрыском топлива является топливный насос высокого давления и его плунжерные пары. Перемещение иглы форсунки отражает такие неисправности топливного насоса высокого давления, как нарушение регулировок топливоподачи, износ плунжерных пар и нагнетательного клапана, нарушение угла опережения впрыска топлива. Для большей информативности диагностирования применяется не только определение величины перемещения иглы форсунки диагностического устройства, но и характер перемещения во времени. Применение устройства диагностирования топливной системы автотракторных дизелей на технологической базе предприятия и в условиях эксплуатации позволит проводить оценку элементов топливного насоса высокого давления без его снятия с автомобиля, что существенно сократит трудоёмкость и затраты на его эксплуатацию и повысит эффективность сельскохозяйственного производства.