Социологическая лаборатория Российского университета дружбы народов реализовала целый ряд сравнительных эмпирических проектов, используя методику массовых опросов на студенческих выборках разных стран. Результаты этих проектов неоднократно публиковались на страницах российских и зарубежных журналов, и данной статьей мы продолжаем попытки ввести двойной формат презентации сравнительных исследований. В 2015 году и отчасти в данном тексте мы фокусируемся на методологических и методических особенностях сопоставительного анализа ключевых проблем разных (по страновому и временн о му критериям) совокупностей, которые становятся очевидны только в том случае, если мы сами реализуем полный цикл исследовательских работ - начиная с постановки задачи и ее согласования со всеми участниками проекта (как правило, речь идет о коллективах из разных стран) и заканчивая интерпретацией и сопоставлением полученных данных. В данной статье и до завершения поддержки Российского гуманитарного научного фонда в 2017 году мы сосредоточимся в большей степени на содержательных результатах сравнительных «замеров», полученных благодаря применению в разных странах одного и того же опросного инструментария (с неизбежными и предсказуемыми модификациями в каждом конкретном случае). В статье представлен лишь фрагмент проведенной работы - данные, показывающие особенности восприятия сербской и российской студенческой молодежью собственной жизненной ситуации сквозь призму ключевых проблем своего поколения (и страны в целом) и уровня социального доверия базовым институтам общества. Тематический выбор авторов не случаен - подобная фокусировка позволяет рассмотреть два важных индикатора социального самочувствия молодых поколений одновременно с содержательных и методических позиций. В статье приведены результаты анкетирования в двух сербских вузах - Белградском университете и Университете Приштины, временно расположенном в Косовской Митровице, а также на выборке московских студентов (часть ее составили студенты Российского университета дружбы народов).
The Sociological Laboratory of the Peoples’ Friendship University of Russia has conducted a number of comparative studies using the method of mass surveys on the representative samples of student youth in different countries and different regions within them. The results of these surveys were presented in the articles in both Russian and foreign scientific journals, and we hope to establish a kind of tradition to publish two types of articles based on the comparative research data: in 2015 we focused mainly on methodological and technical issues to identify key problems of the comparative analysis in cross-cultural studies that become evident only if you conduct an empirical research yourself - from the first step of setting the problem and approving it by all the sides involved to the last step of interpreting and comparing the data obtained. From 2016 to the end of the Russian Foundation for Humanities’ support in 2017 we will focus on the results of our comparative studies together with our colleagues that participate in the project and conduct surveys on the student samples in their countries using the same questionnaire (with the inevitable and predictable changes) as we do. The authors present only a small part of the empirical data revealing the perception of the Serbian and Russian student youth of their own situation through the identification of the key problems of the younger generations and the trust to the basic social institutions. This is a deliberate decision of the authors - to leave other topics (and corresponding questions) out in order to address them more thoroughly later in the further analysis and publications. The article considers the results of the empirical studies conducted on the representative samples of students of two Serbian universities - University of Belgrade and University of Pristina with the head-office in Kosovska Mitrovica, and on the representative sample of Moscow students (a part of the sample was recruited in the Peoples’ Friendship University of Russia).