Рассматривается понятие «осевого времени», разрабатывавшееся К. Ясперсом. Сквозь призму творчества А.В. Семушкина и М.К. Мамардашвили вскрывается его сущность, определяемая как «духовная революция». Рассматриваются специфические черты как следствие этого «прорыва к трансцендентному»: универсализм, возможность коммуникации, рождение философии, мировых религий и науки; истории, личности и морали. Деградация современной культуры, выражающаяся в росте конфликтов и войн, связываются автором с отступлением от откровений «осевого времени», что грозит человечеству самоуничтожением.
In the article considers the concept of “axial time”, developed by K. Jaspers. Through a prism of A.V. Semushkin and M.K. Mamardashvili’s creativity opens its essence determined as “spiritual revolution”. Defined its specific features, as consequence of this “break to transcendent”: universalism, an opportunity of the communication, birth of philosophy, world religions and sciences; history, person and morals. Degradation the modern culture, expressing in growth of conflicts and wars, communicate the author with deviation from revelations of “axial time” that threatens mankind with self-destruction.