К вопросу об автономии вузовского преподавателя

С опорой на И. Канта автономия определяется как «мужество пользоваться собственным умом». Что до автономии преподавателя, или академической автономии, то она мыслится в терминах свободы исследования и преподавания. Современное состояние автономии вузовского преподавателя идентифицируется как административно-академический бихевиоризм: стимул - реакция, стимул - реакция... В качестве независимости академическая автономия требует свободы от так называемого административного ресурса. Телеология академической свободы связана с потребностью-целью самоактуализации в смысле А. Маслоу. Будучи самоуправлением, автономия преподавателя регулируется своими собственными принципами, нормами и идеалами - словом, академическим этосом. Автономией, разумеется, можно и злоупотреблять. Для становления и развития академической автономии нам определенно нужно больше доверять преподавателю и его профессионализму, а также опыту и здравому смыслу.

Considerations on University Teacher Autonomy

With reference to Kant, autonomy is defined as “the courage to use your mind”. As to teacher autonomy, it is examined in terms of the freedom of research and teaching. The contemporary state of university teacher autonomy in Russia is identified as administrative-academic behaviorism: stimulus - reaction, stimulus - reaction... The teacher in this state is entirely reactive (not active) creature. As independence, teacher autonomy requires freedom from the so-called administrative resource. Teleology of teacher autonomy is connected with self-actualization in the sense of A. Maslow. Being self-governance, teacher autonomy is regulated by its own values, norms and ideals - in short, the academic ethos. Of course, autonomy can be abused. For the formation and development of academic autonomy we need to trust the teacher and his professionalism, as well as experience and common sense.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
5-19
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
Ключевые слова
автономия; преподаватель; независимость; самореализация; самоуправление; этос; профессионализм; autonomy; teacher; independence; self-realization; self-governance; ethos; professionalism
Дата создания
30.10.2018
Дата изменения
12.05.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/22406/
Поделиться

Другие записи

Липатова Т.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 115-123
Орехов А.М., Скачко М.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 163-175