В статье рассматриваются перспективы нового для социологии метода виньеток. При анализе авторы в большей степени опираются на материалы зарубежных исследований в разработке, использовании и обобщении результатов, полученных с использованием этого метода. Прослеживается генезис в использовании метода как западными, так и российскими учеными, проблематика исследований, проводимых с помощью метода виньеток в различных областях, в том числе по сенситивной проблематике. Аналитическая часть статьи иллюстрируется примерами виньеток различных авторов, особенностями их разработки, возможностями получения информации с их помощью. Отмечается сходство в использовании метода виньеток и этнографического интервью с точки зрения исследования смыслов, убеждений и объяснительных схем. Описываются преимущества и недостатки метода, его ограничения в использовании. Также приводятся ключевые принципы проектирования и разработки виньеток, необходимых для того или иного исследования. Предлагаются две стратегии анализа данных, полученных с помощью данного метода: качественная и количественная. В работе подчеркивается перспективность применения логико-комбинаторных методов, в частности ДСМ-метода, который используется для обработки данных в рамках количественной стратегии. Также раскрывается анализ в качественной стратегии посредством «углубления». Приводятся примеры виньеток, разработанных в ходе собственных исследований, раскрываются широкие познавательные возможности применяемого метода.
The article considers prospects for the new sociological method - vignette method - based mainly on foreign studies that developed, applied and summarized the results of the method application. The authors trace the history of the method in the Western and Russian traditions focusing on the topics of research in different fields, including sensitive issues. The theoretical part of the article is illustrated by the examples of vignettes introduced by different authors, in which the specifics of vignettes design and usage in sociological studies is shown. From the perspective of the analysis of meanings, beliefs, and explanatory schemes the authors demonstrate similarities of the method of vignettes and ethnographic interviews; underline advantages and disadvantages of the method as well as its restrictions; provide the key principles for vignettes design in different types of studies. The article considers two strategies of analysis of vignettes data - qualitative and quantitative - and emphasizes the importance of combinatorial-logic techniques, in particular DSM-method, within quantitative strategy and the principle of ‘deepening’ - within qualitative strategy. The authors provide examples of vignettes developed in their own research to show the capabilities of the method.