Повышение качества жизни и динамика познавательных процессов как результат обучения в "третьем возрасте"

В статье анализируются данные, полученные в ходе лонгитюдного исследования влияния образования в «третьем возрасте» на познавательные процессы и психологический статус пожилых людей. В исследовании, которое началось в 2014 г. и будет продолжаться до 2016 г., принимает участие 21 человек. Все испытуемые - неработающие пенсионеры с высшим не психологическим образованием, обучаются по программе профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология», рассчитанной на 2,5 года. В результате обучения испытуемые стали чувствовать себя увереннее в сфере социальных отношений, у них повысилась уверенность в собственных силах и компетенции, будущее перестало для них выглядеть бессмысленным. Обучающиеся стали более уверены в своих когнитивных способностях, у них значимо вырос показатель когнитивного самосознания и индекс жизненной удовлетворенности. В результате проведенного исследования было выявлено, что обучение в пожилом возрасте оказывает существенное влияние на психологическое благополучие пожилых обучающихся. Также было обнаружено улучшение когнитивного функционирования, которое начало наблюдаться во втором семестре, через полгода после начала обучения. Мы предполагаем, что улучшение когнитивного функционирования обусловлено изменениями на уровне нейронных структур, для качественного и количественного изменения которых необходимо более длительное время.

LIFE QUALITY INCREASING AND DYNAMICS OF COGNITIVE PROCESSES AS THE RESULT OF EDUCATION AT THE “THIRD AGE”

Longitudinal data obtained in the study of the influence of education at the third age on cognitive functioning and psychological status of elderly persons is analyzed in the article. The project started in October 2014 and will continue until December 2016. All the participants (N=21) are non-working pensioners with higher non-psychological education; in the project they are studying in the program “Practical psychology”, the duration of education is 2.5 years. As a result of the training the participants have become more confident in the sphere of social relations, they have become more self-confident, the future has stopped to seem meaningless for them. The students have become more confident in their cognitive abilities, their indices of cognitive consciousness and life satisfaction have increased significantly. As a result of the conducted research, it was revealed that learning in elderly years influences significantly the psychological well-being of elderly students. The improvement of cognitive functioning by the end of the first semester (six months after the beginning) was revealed as well. It is assumed that the improvement of cognitive functioning is due to changes in neuronal structures, as more time is necessary for these qualitative and quantitative changes.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
77-84
Статус
Опубликовано
Год
2015
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
  • 2 Московский педагогический государственный университет
  • 3 Центр психолого-педагогической поддержки детей и подростков
Ключевые слова
качество жизни; познавательные процессы; психологический статус пожилых; образование в «третьем возрасте»; life quality; cognitive processes; psychological status of elderly persons; education at the third age
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Худайкулова А.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 61-74
Иванов В.Г.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 5-22