В представленной статье анализируется концепция государственной состоятельности («state capacity»), широко распространенная в политологии и теории международных отношений. Автор показывает, что оценки уровня государственной состоятельности развивающихся и переходных стран на основе популярных сравнительных рейтингов, как правило, являются необъективными вследствие методологического несовершенства и противоречивости данной концепции, а также идеологизированности и политизированности самих рейтинговых проектов. Низкие оценки качества государственного управления и самой состоятельности государства могут использоваться для дискредитации и делегитимизации отдельных политических режимов, обоснования цветных революций, а также в качестве орудия информационной войны. Автором делается вывод о том, что многочисленные сравнительные рейтинги стран мира, получившие широкое распространение в последние десятилетия, также могут использоваться в качестве инструмента внешнеполитического влияния.
In the given article, the author analyzes the concept of state capacity, widely popular among political scientists and international relations specialists. The author proves that the evaluations of the level of state capacity of the developing and postcommunist countries based on popular comparative ratings are generally biased because of methodological defects and discrepancy of the whole theory as well as politicization and indoctrination of the given ratings. The negative evaluations of the quality of the government and state capacity of a country could be used to discredit and delegitimize the political regime as well as substantiation of mass protests and color revolutions and a tool of information war. The author concludes that numerous comparative international ratings are often used as a tool of political influence.