Политика «мягкой силы» России и КНР в отношении стран Центральной Азии (на примере Казахстана)

Политика «мягкой силы» несколько утратила свое значение в российском внешнеполитическом курсе, но продолжает доминировать в умах исследователей. Доказательством тому служат многочисленные статьи, посвященные этой проблематике и даже изыскания журналистских кругов. Понятие давно уже стало своего рода трендом не только в области изучения международных отношений, но и политологии. Ключевым критерием для определения степени воздействия «мягкой силы» является «привлекательность», то есть насколько субъект может расположить к себе объект для того, чтобы оказывать на него определенное влияние. И Россия, и Китай обладают набором инструментов «мягкой силы», которые в той или иной степени позволяют им воздействовать на объекты, в том числе на страны Центрально-азиатского региона, включая Казахстан. Ввиду того, что КР неофициально стала лидером региона, на ее примере можно наиболее ярко проследить стремления России и Китая стать для Казахстана наиболее привлекательным партнером. Исследование опирается на компаративистский подход, что позволяет не только выявить особенности «мягкой силы» РФ и КНР, но сравнить их эффективность. Деятельность двух стран анализируется сквозь призму используемых в регионе инструментов «мягкой силы», в том числе инвестиций, образовательных, научных и культурных программ.

Russian and Chinese Policies of Soft Power in the Central Asia (the Case of Kazakhstan)

The policy of “soft power” has lost some of its power in the Russian foreign policy, but continues to dominate in the minds of researchers. There are a lot of scientific and journalistic articles on this subject. The notion has already become a kind of trend, not only in the field of international relations and in the field of political science. The key criterion for determining the impact of “soft power” is “attraction”, that is how the subject can woo the object in order to have some influence on it. Both Russia and China have a set of instruments of “soft power”, which in varying degrees, allow them to influence the objects, including the countries of Central Asia, especially Kazakhstan. Due to the fact that the KR unofficially became the leader of the region, its example can be most clearly trace the desire of Russia and China to become the most attractive partner for Kazakhstan. The study is based on the Comparative Approach, which allows not only to identify the characteristics of the “soft power” of Russia and China, but to compare their effectiveness. The activities of the two countries is analyzed through the prism of tools used in the region of “soft power”, including investment, educational, scientific and cultural programs.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
60-69
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2015
Организации
  • 1 Росcийский университет дружбы народов
  • 2 Шаньдунский Университет
Ключевые слова
Китай; Россия; Казахстан; политика «мягкой силы»; инвестиционная политика; гуманитарное сотрудничество; фонд «Русский мир»; Россотрудничество; Ханьбань; Институт Конфуция; China; Russia; Kazakhstan; the policy of “soft power”; investment policy; humanita-rian cooperation; fund “Russian World”; Rossotrudnichestvo; Hanban; the Confucius Institute
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Мосейкина М.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2015. С. 65-79
Волгина Н.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 15. 2015. С. 126-134