Совокупность механизмов реализации Европейского пространства высшего образования, включающих в себя процессы доступа к высшему образованию, консультирование и информирование студентов, их материальную поддержку и обеспечивающих равенство возможностей и социальное единство, позволяет большинству молодых людей достичь высокого образовательного уровня и максимально раскрыть их личностный потенциал. Социальное измерение как одно из направлений реализации Болонского процесса впервые прозвучало в контексте мобильности и стратегии непрерывного образования, в настоящее же время речь идет о системе социальной поддержки студентов, в том числе проживания, медицинского обслуживания, питания и других социальных услуг. Все эти вопросы нашли свое отражение в Европейском исследовательском проекте Eurostudent, развернувшемся сейчас в 25 странах Европы. Россия впервые приняла участие в реализации этого проекта в качестве ассоциированного члена. Весной 2014 г. был проведен опрос по единой методике международного исследовательского проекта. Методические аспекты реализации методики освещаются в данной статье, а также представлены некоторые содержательные выводы по результатам исследования, проведенного в РУДН.
The set of mechanisms for the implementation of the idea of the single European space of higher education including the access to higher education, advice and guidance for the students, their material support, providing equal opportunities and social equality allows the majority of young people to achieve a high level of education and facilitates their personal self-realization. The social dimension as one of the areas of the Bologna process implementations was first announced in the context of mobility support and the strategy of lifelong learning, in the present time it is a complex system of social support for students including accommodation, medical care, nutrition and other social services. All these aspects of the social dimension of the students’ life have become the subject of the European research project Eurostudent taking place in 25 European countries. Russia for the first time took part in this project as an associate member: in the spring of 2014, we conducted a survey with the methodology of the international research project. The methodological issues of the project techniques are considered in the article as well as some conclusions based on the results of the survey conducted at the People’s Friendship University of Russia.