В статье исследуется роль политических сетей в функционировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с позиции концепции сети как инфраструктуры координации и взаимодействия. Автор исходит из гипотезы, согласно которой неформальные взаимодействия между политическими акторами выполняют компенсаторную функцию в условиях институциональной уязвимости и фрагментированности. Теоретическая рамка опирается на идеи акторно-сетевой теории, концепцию сетевого общества Мануэля Кастельса и социологию инфраструктур (С.Л. Стар). Особое внимание уделяется кейсу взаимодействия Китая и Казахстана, демонстрирующему, как внешняя неформальная сеть может трансформировать внутреннюю архитектуру регионального объединения. В статье проводится концептуальный анализ акторов, уровней сетевого взаимодействия (формального и неформального), типов связи и структуры координации внутри ЕАЭС. Делается вывод о том, что сеть функционирует не как надстройка над институтами, а как альтернативный механизм устойчивости и политического управления в условиях слабой нормативной централизации. Работа представляет собой попытку теоретико-аналитического осмысления постсоветской интеграции через призму сетевой логики и может служить основой для дальнейших эмпирических исследований эффективности процесса принятия решений в межгосударственных политических и экономических структурах.
The article explores the role of political networks in the functioning of the Eurasian Economic Union (EAEU) through the conceptual lens of network as infrastructure. The author puts forward the hypothesis that informal interactions between political actors act as infrastructural compensatory mechanisms in the context of institutional vulnerability and fragmentation. The theoretical framework draws upon Actor-Network Theory, Manuel Castells’ network society concept, and infrastructure sociology (S.L. Star). Particular attention is paid to the case of China-Kazakhstan relations, which demonstrates how an external informal network can reshape the internal structure of a regional organization. The article presents a conceptual analysis of actors, levels of network interaction (formal and informal), types of ties, and coordination architecture within the EAEU. It concludes that the network does not merely complement institutions but rather functions as an alternative governance infrastructure in a weakly institutionalized integration setting. The work contributes to a theoretical and analytical understanding of post-Soviet integration in Eurasia and provides a foundation for further empirical research.