Рассматривается роль Москвы как столицы РФ, как мегаполиса в изменении и поддержке ценностно-цивилизационной специфики российского общества, ее влияния на процесс становления российской цивилизационной идентичности, обеспечивающей полноту суверенитета страны. Методология работы включает цивилизационный анализ, концепции, разрабатываемые в рамках идентитарных исследования, признание политизации цивилизационных смыслов, признание цивилизационного смысла идентичности как ключевого фактора, признание множественности путей политического развития в противовес линейной нормативной модели. Динамичный процесс становления российской идентичности рассматривается на примере Москвы в социокультурном, экономическом, политическом планах. Дан анализ итогов опросов студентов в фокус-группах по тому, про кого они могут сказать «мы», по проблеме распределения ресурсов между Москвой и регионами, по препятствиям на пути улучшения взаимопонимания между Москвой и регионами, по тому, что объединяет москвичей и остальных россиян. Показано, что студенты отдают приоритет общегосударственной гражданской идентичности и ценности образа жизни, связанного с этой идентичностью. Большое внимание молодежи привлекает проблема социальной справедливости в отношениях Москвы и регионов. Обоснована рекомендация о необходимости практики создания единого ценностного поля (институциональные средства, роль религиозных организаций, использование дискурса внешней угрозы) для устойчивой системной связи Москвы и всей страны в контексте политики идентичности.
The article examines the role of Moscow as the capital of the Russian Federation, as a megalopolis in changing and supporting the value-civilizational specifics of Russian society, its influenceontheprocessofformationofthe Russiancivilizationalidentity, ensuringthefullsovereignty of the country. The methodology of the work includes civilizational analysis, concepts developed within the framework of identitarian research, recognition of the politicization of civilizational meanings, recognition of the civilizational meaning of identity as a key factor, recognition of the multiplicity of ways of political development as opposed to a linear normative model. The dynamic process of the formation of Russian identity is considered on the example of Moscow in sociocultural, economic, and political terms. The analysis of the results of student surveys in focus groups is given on who they can say “we” about, on the problem of resource allocation between Moscow and the regions, on obstacles to improving mutual understanding between Moscow and the regions, on what unites Moscovites and other Russians. It is shown that students give priority to the national civic identity and the value of the lifestyle associated with this identity. The problem of social justice in relations between Moscow and the regions attracts great attention of young people. The recommendation on the need for the practice of creating a single value field (institutional means, the role of religious organizations, the use of the discourse of an external threat) for a stable systemic connection between Moscow and the whole country in the context of identity politics is substantiated.