Обращение к цивилизационной парадигме исследования политического процесса позволяет инкорпорировать более устойчивые социокультурные и ценностные основания в интерпретацию политики. Акцент на данной проблематике высвечивает и риски расколов из-за гипертрофированных неравенств в российском обществе, недостатка справедливости, неравномерности регионального развития. Беспокойство связано с поляризацией различных, несводимых к единому знаменателю, сегментов российского общества, что ставит вопрос о схожести или различии ценностно-нормативных сред. Следствием является поиск универсального основания для снятия интенций к онтологизации частностей, одним из действенных вариантов обеспечения единства представляется ценностная целостность. Именно приверженность «своей концепции бытия», концентрирующаяся в ценностных ориентациях и проявляющаяся в поведенческих стереотипах коррелирует с заявляемыми в статье методологическими установками на социокультурную легитимацию самостоятельности политического мировидения. Как общее ценностное ядро, смысловой узел общей цивилизационной идентичности предлагается рассматривать историю, культуру и государство. Центральным акцентом исследовательской методологии является понимание цивилизационной идентичности как основы социокультурного суверенитета. Приверженность большинства населения к сохранению своих традиционных ценностных представлений, своей «концепции бытия и мировидения», формировавшейся на протяжении веков поддерживает устойчивость цивилизационной идентичности. Перетекая в политико-инструментальную область данное положение становится основанием государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей При давлении линейной модернизационной дихотомии традиционное/современное налицо безусловная поддержка выбранной государственной стратегии по сохранению и продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей, что свидетельствует об объединительном и глубинном характере традиционного резервуара ценностей как смыслового ядра российской цивилизации. Статья написана на основе эмпирических данных, полученных в ходе онлайн опроса студенческой молодежи 6 Федеральных округов ( N = 1696).
The appeal to the civilizational paradigm of the study of the political process makes it possible to incorporate more stable socio-cultural and value foundations into the interpretation of politics. The emphasis on this issue highlights the risks of splits due to hypertrophied inequalities in Russian society, lack of justice, and uneven regional development. The concern is related to the polarization of various segments of Russian society that are irreducible to a single denominator, which raises the question of the similarity or difference of value-normative environments. The consequence is the search for a universal basis for removing intentions to ontologize particulars, one of the effective options for ensuring unity is value integrity. It is the commitment to “one’s own concept of being”, concentrated in value orientations and manifested in behavioral stereotypes, that correlates with the methodological guidelines stated in the article on the socio-cultural legitimization of the independence of the political worldview. It is proposed to consider history, culture, and the state as a common core of values, a semantic node of a common civilizational identity. The central focus of the research methodology is the understanding of civilizational identity as the basis of socio-cultural sovereignty. The commitment of most of the population to preserving their traditional value concepts, their concept of being and worldview, which has been formed over the centuries, supports the stability of civilizational identity. Flowing into the political and instrumental field, this provision becomes the basis of the state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values Under the pressure of the linear modernization dichotomy traditional/ modern, there is unconditional support for the chosen state strategy for the preservation and promotion of traditional spiritual and moral values, which indicates the unifying and deep nature of the traditional reservoir of values as a semantic core the Russian civilization. The article is based on empirical data obtained during an online survey of students from 6 Federal Districts ( N = 1696).