Особенности социального самочувствия и профессиональной идентичности у студентов разных направлений профессиональной подготовки

Статья посвящена актуальной проблеме особенностей социального самочувствия и профессиональной идентичности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей социального самочувствия и профессиональной идентичности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Изучение социального самочувствия и профессиональной идентичности несет научную значимость в связи с последними событиями в стране. Авторами проанализированы характеристики, особенности и тенденции социального самочувствия и профессиональной идентичности, проведен сравнительный анализ социального самочувствия и профессиональной идентичности у студентов-лингвистов и студентов-архитекторов, выявлены взаимосвязи социального самочувствия по отношению к статусам профессиональной идентичности. Цель исследования: выявить особенности социального самочувствия и профессиональной идентичности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. Методы: теоретический, эмпирический, методы математической обработки психологических данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ - коэффициент Спирмена. Обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов «Micrоsoft OffiсeExсel», «IBM SPSS Statistics23». Методики: опросник «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель и опросник «Интегральный индекс социального самочувствия» (ИИСС-44) Е.И. Головаха. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается уровень социального самочувствия и статусы профессиональной идентичности у студентов разных направлений профессиональной подготовки. В результате эмпирического исследования получены результаты о значимой положительной взаимосвязи фона социального самочувствия по отношению к статусу сформированная профессиональная идентичность, и значимой отрицательной взаимосвязи социального самочувствия по отношению к статусу неопределенная профессиональная идентичность. Положительный фон социального самочувствия взаимосвязан с уровнем сформированной профессиональной идентичностью, и напротив отрицательный фон социального самочувствия взаимосвязан со статусом неопределенная профессиональная идентичность. Анализ по направлениям профессиональной подготовки показал, что в целом студенты имеют высокий уровень социального самочувствия и статус сформированной профессиональной идентичности независимо от образовательной программы.

The article is devoted to the actual problem of the peculiarities of social well-being and professional identity among students of different areas of professional training. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the characteristics of social well-being and professional identity among students of different areas of professional training. The study of social well-being and professional identity is of scientific importance in connection with recent events in the country. The authors analyzed the characteristics, features and trends of social well-being and professional identity, conducted a comparative analysis of social well-being and professional identity among students of linguistics and students of architecture, identified the relationship of social well-being in relation to the statuses of professional identity. The purpose of the study: to identify the features of social well-being and professional identity among students of different areas of professional training. The author used the following research methods: theoretical, empirical (questionnaire, survey), methods of mathematical processing of psychological data: Mann-Whitney U-test, correlation analysis - Spearman coefficient. Computer data processing was carried out using the software packages "Microsoft Officeexcel", "IBM SPSS Statistics 23". Using techniques such as the questionnaire "Methodology for studying professional identity statuses" developed by A.A. Azbel and the questionnaire "Integral Index of social well-being" (IISS-44) developed by E.I. Golovakha, we have identified specific trends in this study. The novelty of the study lies in the fact that for the first time the level of social well-being and professional identity statuses of students of different areas of professional training are considered.

Журнал
Издательство
Даниленко Василий Иванович
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
59-71
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
professional training; students; professional identity; social well-being; uncertain professional identity; imposed professional identity; the moratorium on professional identity; formed professional identity; the crisis of choice; professional activity; профессиональная подготовка; студенты; профессиональная идентичность; социальное самочувствие; неопределенная профессиональная идентичность; навязанная профессиональная идентичность; мораторий профессиональной идентичности; сформированная профессиональная идентичность; кризис выбора; профессиональная деятельность
Цитировать
Поделиться

Другие записи