Нейрообразовательный программный рекомендательный сервис как инструмент персонализации образовательного процесса

Проблема недостаточного когнитивного развития школьников может быть решена через организацию персонализированной внеучебной деятельности с помощью рекомендательного сервиса, созданного с опорой на нейронаучные исследования и современные знания о работе мозга. Основой для составления персонализированного списка рекомендуемых видов внеучебной деятельности становятся данные, полученные с помощью технологии нейровизуализации в процессе тестирования когнитивных и личностных характеристик учащегося, вкупе с информацией о его интересах и предпочтениях. Регулярное тестирование, проводимое каждые три-шесть месяцев, позволяет определить эффективность выбранных видов деятельности и скорректировать образовательный маршрут. Предполагается, что регулярное использование рекомендательного сервиса позволит стимулировать развитие когнитивных функций ребенка, тем самым способствуя повышению его академической успеваемости. В статье представлены схема и принципы работы сервиса в целом, а также его оценивающего и рекомендательного модулей. Определены возможности применения рекомендательного сервиса в образовательном процессе, приведено описание практической реализации. Предлагаемый сервис может быть полезен всем участникам образовательного процесса: классным руководителям, методистам, тьюторам, родителям и учащимся. Педагоги смогут индивидуализировать подход к каждому ученику, используя сервис в качестве дополнительного источника информации о структурном и функциональном развитии ребенка. Родителям рекомендательный сервис поможет лучше понять сильные и слабые стороны своих детей, а также отслеживать результативность включения той или иной деятельности в их образовательный маршрут. Ученикам станут доступны персонализированные рекомендации по развивающим внеучебным активностям.

The problem of insufficient cognitive development in schoolchildren can be solved through the organization of personalized extracurricular activities with the help of a recommendation service based on neuroscientific research and modern knowledge of brain function. The basis for compiling a personalized list of extracurricular activities is data obtained through neuroimaging technology in the process of testing the cognitive and personality characteristics of the student combined with information about their interests and preferences. Regular testing, conducted every three to six months, helps to determine the effectiveness of the chosen activities and to adjust the educational route. It is assumed that regular use of the recommendation service will stimulate the development of child’s cognitive functions, thus contributing to the improvement of his/her academic performance. The article presents the scheme and principles of the service as a whole, as well as its evaluation and recommendation modules. The possibilities of the recommendation service application in the educational process are defined. A description of the practical realization of the recommendation service is given. The proposed service can be useful for individual participants of the educational process: class teachers, methodologists, tutors, parents, and students. Teachers will be able to individualize the approach to each student using the service as an additional source of information about the structural and functional development of the child. For parents, the service will help to better understand the strengths and weaknesses of their children as well as to track the effectiveness of including a particular activity in their educational route. Students will have access to personalized recommendations for developing extracurricular activities.

Авторы
Букина Т.В.1 , Храмова М.В.1 , Куркин С.А.1 , Андриков Д.А. 2, 3 , Гоман С.С.4 , Дедков А.Е. 5 , Храмов А.Е.1
Издательство
ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
50-62
Статус
Опубликовано
Том
39
Год
2024
Организации
  • 1 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  • 2 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
  • 3 «Инскултех»
  • 4 Лицей № 23
  • 5 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
personalization; digital education; educational route; extracurricular activities; cognitive development; neuroscience; neuroimaging; recommendation service; персонализация; цифровое образование; образовательный маршрут; внеучебная деятельность; когнитивное развитие; нейронаука; нейровизуализация; рекомендательный сервис
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Зайцева Ю.М., Смирнова С.С., Селиванова М.М.
Образование. Наука. Производство. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2024. С. 45-50