Особенности представлений одаренных подростков о человеке цифрового общества

Актуальность. Субъективные представления личности опосредуют ее восприятие и осознание мира, оказывая влияние на поступки и поведение человека. В исследовании анализируются субъективные представления современных подростков о человеке цифрового общества, имеющие большое значение для их социализации и жизненных планов. Цель. Изучить особенности представлений о человеке цифрового общества у интеллектуально одаренных подростков в сравнении с представлениями их нормотипичных сверстников. Выборка. 110 учащихся 7--10-х классов в возрасте 13--16 лет (57 мальчиков, 53 девочки), из них 56 человек -- участники физико-математической смены центра поддержки одаренных детей «Стратегия» г. Липецка и 54 человека -- ученики средних общеобразовательных школ г. Москвы. Методы. Сбор данных проводился с помощью модифицированной проективной методики «Bubbles». Результаты. Показано, что интеллектуально одаренные подростки достоверно чаще, чем их нормотипичные сверстники, наделяют человека цифрового общества интеллектуальными, мотивационно-личностными и профессиональными характеристиками, описывая его как умного, образованного, целеустремленного, обладающего высоким уровнем цифровой грамотности и владеющего навыками использования новейших технологий, а их сверстники достоверно чаще характеризуют его внешние особенности (одежду, телосложение и образ жизни), описывая как модного, спортивного или наоборот, неопрятного, любящего играть в компьютерные игры, гулять и т.п. Обнаружено также, что одаренные подростки достоверно чаще, чем их сверстники, описывают человека цифрового общества как одинокого и не имеющего друзей. Выводы. Представления одаренных подростков о человеке цифрового общества более разнообразны и дифференцированы, чем у их нормотипичных сверстников, а также характеризуются содержательными особенностями. Выявлена «проблемная зона», свидетельствующая о переживании одиночества и трудностях в общении и поиске друзей, дефицитах в осуществлении ведущей деятельности.

Background. Subjective representations mediate people’s perception and comprehension of the world, influencing their activity and behavior. The study analyzes the subjective representations of modern teenagers about a person in a digital society, which are of great importance for their socialization and life plans. Objective. To study the specifics of representations of a person in a digital society in the gifted adolescents compared to those of their normotypic peers. Study Participants. 110 students of grades 7--10 aged 13--16 years (m. = 57, f. = 53), including 56 schoolchildren selected by the Center for gifted children support “"Strategy”" in Lipetsk for their achievements in physics and math and 54 pupils of general education schools in Moscow. Methods. Data collection was carried out using the modified projective technique “"Bubbles”". Results. It is shown that intellectually gifted adolescents are significantly more likely than their normotypic peers to endow a person of a digital society with intellectual, motivational, and professional characteristics, describing him as intelligent, educated, purposeful, with high level of digital literacy, able to use the latest technologies, whereas normotypic adolescents are significantly more likely to characterize him in terms of external features: clothing, physique and lifestyle, describing him as fashionable, athletic or, on the contrary, untidy, fond of playing computer games, walking, etc. It was also found that gifted teenagers are significantly more likely than their peers to describe a person in a digital society as lonely and friendless. Conclusions. The gifted teenagers’ representations of a person in a digital society are more diverse, meaningful, and differentiated than those of their normotypic peers, and are also characterized by meaningful features. The data analysis allowed to identify a “"problem area”" specific for the gifted adolescents, indicating their experience of loneliness and difficulties in communicating and finding friends, deficits in carrying out their leading activities.

Авторы
Шумакова Н.Б.1 , Нуриева Г.Р.2
Издательство
Психологический институт РАО
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
9-28
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2024
Организации
  • 1 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
  • 2 Российская академия образования
Ключевые слова
subjective representations; person in a digital society; GIFTED teenagers; субъективные представления; человек цифрового общества; одаренные подростки
Цитировать

Другие записи

Рожникова Е.А.
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова. 2024. С. 210-217