Статья посвящена эстетическому опыту, как необходимой составляющей самореализации студентов. Ее основная цель - продемонстрировать ценность и пригодность использования эстетической составляющей в психотерапевтическом, а также учебном процессе, в том числе, у студентов естественно-научных специальностей. В статье представлен обобщающий обзор доступных результатов отечественных и зарубежных исследований по применению искусства в коррекции психоэмоциональных состояний студентов. Рассмотрены психологические компоненты эстетического опыта и механизмы воздействия искусства на повышение эффективности учебной деятельности. Инструментарий эстетического компонента в образовательной и психокоррекционной деятельности достаточно широк и может применяться в различных ситуациях. Современный специалист должен обладать широким спектром компетенций для решения сложных задач. Это означает необходимость использования творческого подхода и поиска нестандартных решений, чему также способствует взаимодействие с творческой составляющей искусства. Выделены наиболее неразработанные и дискуссионные стороны применения искусства, такие как отсутствие стандартизированных и достаточно апробированных материалов для работы, что требует дальнейших исследований. Посредством анализа доступных материалов было установлено, что эстетический опыт, полученный с помощью искусства оказывает положительное влияние на психологическое состояние студентов. Обучение с применением искусства способствует улучшению успеваемости, повышает уровень запоминания информации, улучшая когнитивные и социальные навыки, а также является условием личностного развития, самоопределения и осознания студентами возможностей проявления своей индивидуальности. Показано, что включение эстетического компонента в преподавание является необходимой составляющей самореализации студентов.
The article is devoted to aesthetic experience as a necessary component of students' self-realization. Its main goal is to demonstrate the value and suitability of using the aesthetic component in the psychotherapeutic and educational process, including for students majoring in natural sciences. The article provides a general overview of the available results of domestic and foreign studies on the use of art in the correction of students' psychoemotional states. The psychological components of aesthetic experience and the mechanisms of art's influence on improving the effectiveness of educational activities are considered. The toolkit of the aesthetic component in educational and psychocorrectional activities is quite wide and can be used in various situations. A modern specialist must have a wide range of competencies to solve complex problems. This means the need to use a creative approach and search for non-standard solutions, which is also facilitated by interaction with the creative component of art. The most undeveloped and controversial aspects of the use of art are highlighted, such as the lack of standardized and sufficiently tested materials for work, which requires further research. By analyzing the available materials, it was found that aesthetic experience obtained through art has a positive effect on the psychological state of students. Teaching with the use of art helps improve academic performance, increases the level of memorization of information, improving cognitive and social skills, and is also a condition for personal development, self-determination and awareness of students' opportunities to express their individuality. It is shown that the inclusion of an aesthetic component in teaching is a necessary component of students' self-realization.