Student journey map как инструмент формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров

Современные положения системы высшего образования обусловлены трансформирующимися требованиями рынка труда. В соответствии с этим появляются новые, более гибкие методы обучения, которые учитывают потребности не только бизнеса, но и индивидуальные потребности студентов. Инструменты и методы заимствуются из других сфер применения. Так, из маркетинга в образование пришел инструмент journey map, который направлен на изучение учебного опыта и потребностей студента. Изучение образовательного пути студента отражает компетентностный подход, сутью которого является нацеленность на профессиональные и личностные способности. Цель статьи - определение этапов разработки student journey map (далее - SJM) как инструмента формирования компетенций при подготовке будущих менеджеров; а также разработка SJM по дисциплине «Маркетинг». В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анализ, синтез, обобщение, полуструктурированное интервью. В результате исследования были определены основные этапы разработки SJM, к которым относятся: определение целей и задач, сбор и анализ данных, создание портрета студента, определение ключевых действий студента, определение точек взаимодействия, анализ эмоций и потребностей, визуализация. Данные этапы могут быть применены при разработке SJM в любой области образования и на любом этапе, поскольку представляют собой системный план. Проведенное полуструктурированное интервью студентов позволило составить портрет студента первого курса, основными характеристиками которого являются: минимальные знания о маркетинге, стремление получать новые знания, активное использование социальных сетей, адаптация к новой социальной среде, стремление к коллективной деятельности, адаптация к требованиям университета, высокие технологичные требования. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты компетентностного подхода в образовании; синтезе и обобщении изученных понятий компетентностного подхода. Практическая значимость исследования представлена определением этапов разработки SJM при подготовке будущих менеджеров.

Modern provisions of the higher education system are conditioned by the transforming requirements of the labor market. In accordance with this, new, more flexible teaching methods appear that take into account the needs of not only business, but also the individual needs of students. Tools and methods are borrowed from other areas of application. Thus, the journey map tool came from marketing to education, which is aimed at studying the educational experience and needs of the student. The study of the student's educational path reflects the competence approach, the essence of which is focus on professional and personal abilities. The aim of the article is to determine the stages of developing a student journey map (SJM) as a tool for forming competences while training future managers; as well as the development of SJM in the discipline "Marketing". The study used theoretical and empirical methods, such as analysis, synthesis, generalization, semi-structured interview. As a result of the study, the main stages of SJM development were identified, which include: defining goals and objectives, collecting and analyzing data, creating a student portrait, defining key student actions, defining interaction points, analyzing emotions and needs, visualization. These stages can be applied when developing SJM in any area of education and at any stage, since they represent a system plan. The conducted semi-structured interview of students allowed us to create a portrait of a first-year student, whose main characteristics are: minimal knowledge of marketing, desire to gain new knowledge, active use of social networks, adaptation to a new social environment, desire for teamwork, adaptation to university requirements, high technological requirements. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the literature of domestic and foreign authors studying the aspects of the competence-based approach in education; synthesis and generalization of the studied concepts of the competence-based approach. The practical significance of the study is represented by the definition of the stages of SJM development in the preparation of future managers.

Авторы
Макарова В.В.1 , Сергеева М.Г. 2
Издательство
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
336-348
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана»
  • 2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Ключевые слова
competence-based approach; higher education; future managers; SJM; компетентностный подход; высшее образование; будущие менеджеры; student journey map
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Рябова М.Э., Ван Бовэнь
Научно-методический электронный журнал "Концепт". Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». 2024. С. 289-305