Обсуждение проектов развития Амударьинской флотилии российским правительством на рубеже XIX-XX вв

В статье рассматриваются подходы государственных ведомств в отношении развития частного пароходство на Аму-Дарье, подчеркивается значимость Аму-Дарьинского водного пути в контексте развития среднеазиатского регионального транзитного потенциала на рубеже XIX-XX вв. В работе также анализируются финансовые показатели указанного инфраструктурного проекта, его влияние на укрепление позиций Российской империи на территории южного среднеазиатского фронтира. Отмечается ключевая роль Военного ведомства в обсуждении и реализации проекта Амударьинской флотилии, противоречивость подходов правительственных структур в отношении проектов частного пароходства, что в итоге привело к отсутствию решения по этому вопросу. Автор пришел к выводу, что в процессе обсуждения данного воднотранспортного проекта в силу неопределенности многих его аспектов и неурегулированности финансовых вопросов, модель привлечения частных инвесторов к его реализации не была принята государством. При этом в силу геостратегических и экономических причин Амударьинская флотилия оставалась важна для Военного ведомства и в ситуация нарастания бюджетной убыточности данного проекта. Основные положения и выводы работы могут представлять интерес для историков, специализирующихся на экономической истории, специалистов-востоковедов, изучающих регион Средней Азии и Среднего Востока.

The article examines the approaches of government departments regarding the development of private shipping on the Amu Darya, emphasizing the importance of the Amu Darya waterway in the context of the development of the Central Asian regional transit potential at the turn of the 19th-20th centuries. The work also analyzes the financial indicators of this infrastructure project, its impact on strengthening the position of the Russian Empire on the territory of the southern Central Asian frontier. The author noted key role of the Military Department in the discussion and implementation of the Amudarya flotilla project, the contradictory approaches of government structures regarding private shipping projects, which ultimately led to the lack of a decision on this issue. The author concluded that, during the discussion of this water transport project, due to the uncertainty of many of its aspects and the unsettled financial issues the model of attracting private investors to its implementation was not accepted by the state. At the same time, due to geostrategic and economic reasons, the Amudarya flotilla remained important for the Military Department even in a situation of increasing budgetary unprofitability of this project. The main provisions and conclusions of the work may be of interest to historians specializing in economic history and orientalists studying the region of Central Asia and the Middle East.

Издательство
ООО НПО "Генезис.Фронтир.Наука"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
60-82
Статус
Опубликовано
Том
9
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
economic history; russian empire; middle Asia; Amudarya Flotilla; afghanistan; Persia; 19th century; 20th century; War Department; infrastructure project; экономическая история; российская империя; средняя Азия; Амударьинская флотилия; афганистан; персия; XIX век; XX век; военное ведомство; инфраструктурный проект
Цитировать

Другие записи

Лазарева Г.Г., Попов В.А., Окишев В.А., Бурдаков А.В.
Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления. Российская академия наук. Том 517. 2024. С. 57-65