Изучение китайского языка в школах Российской Федерации: состояние и тенденции

Данная научная статья посвящена изучению китайского языка в школах Российской Федерации, его состоянию и тенденциям. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, ростом популярности китайского языка в Российской Федерации среди школьников и студентов высших учебных заведений (ВУЗов); во-вторых, укреплением двусторонних отношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации в контексте «властного транзита (англ. power transition)» и переустройства международной конъюнктуры. Объектом исследования является изучение китайского языка в Российской Федерации. Предметом исследования служит изучение китайского языка в школах Российской Федерации, его состояние и тенденции. Особое внимание автор уделяет истории развития изучения китайского языка в России со времен Российской империи до наших дней. Данное исследование базируется на теории неолиберализма, рассматривающей международные отношения как неанархичную структуру с главенством международного права, институтов и международной торговли. Данные аспекты парадигмы неолиберализма способствуют предотвращению возникновения вооруженных конфликтов. Основными выводами проведенного исследования являются характеристика истории изучения китайского языка в России как цикличной: поворотной точкой в изучении китайского языка в Российской империи является 1837 г., когда была создана кафедра китайского языка восточного факультета Казанского университета. Практический интерес китайский язык приобрел лишь в конце 19 в. и развивался вплоть до ухудшения отношений между СССР и КНР, когда ориентация китайского языка в Советском Союзе изменилась с практической на научную, количество изучающих китайский язык уменьшилось, из школьной программы китайский язык также пропал. Изучение китайского языка в школах Российской Федерации осуществляется наравне с другими иностранными языками. Популярность китайского языка среди школьников с каждым годом лишь растет. Среди ключевых проблем изучения китайского языка в школах России можно выделить нехватку преподавательского состава на фоне возросшего интереса, дефицит учебных пособий, нехватку носителей языка, концентрацию на изучении китайского языка в ВУЗах. Научная новизна проведенного исследования заключается в анализе истории развития изучения китайского языка в России со времен правления Петра I до наших дней, проведении сравнительного анализа.

This scientific article is devoted to the study of the Chinese language in schools of the Russian Federation, its status and trends. The relevance of the research topic is due, first, to the growth of the popularity of the Chinese language in the Russia among schoolchildren and students of higher educational institutions; secondly, by strengthening bilateral relations between the People’s Republic of China and the Russian Federation in the context of «power transit» and restructuring of the international situation. The study is based on neo-liberalism, which views international relations as a non-anarchic structure with the primacy of international law, institutions and international trade. The main conclusion of the study is the characteristic of the history of the study of the Chinese language in Russia as cyclical. The practical interest of the Chinese language acquired only at the end of the 19th century and developed until the deterioration of relations between the USSR and the People’s Republic of China, when the orientation of the Chinese language in the Soviet Union changed from practical to scientific. Chinese is taught in schools in the Russian Federation on an equal footing with other foreign languages. The popularity of the Chinese language among schoolchildren is growing every year. Among the key problems of learning the Chinese language in Russian schools are the lack of teaching staff against the background of increased interest, the lack of teaching aids, the lack of native speakers, the concentration on learning Chinese at universities. The scientific novelty of the conducted research lies in the analysis of the history of the study of the Chinese language in Russia from the time of the reign of Peter I to the present day, the comparative analysis.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "НБ-Медиа"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
1-10
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумба
Ключевые слова
china; russia; russian empire; ussr; chinese; university; school; popularity; power transition; State Exam; китай; россия; российская империя; ссср; китайский язык; университет; школа; популярность; властный транзит; егэ
Цитировать
Поделиться

Другие записи