Статья посвящена гендерной теме в музыкальной культуре различных цивилизаций мира. Естественная для любого социума системная конструкция «мужское-женское» не может не подразумеваться в любом исследовании звуко-музыкальной традиции. Согласитесь, что без указания на половую привязанность какого-либо вида, жанра или стиля в музыке, акт звуко-музыкальной коммуникации выглядит как бы «подвешенным» вне реалий социума. И это хорошо видно уже при анализе звукового аспекта ритуально-обрядовой практики того или иного народа. Опора на антропоморфное дихотомическое представление о мире в символическом обосновании конструкции большинства звуковых агрегатов является в известной мере универсальным принципом для большинства цивилизаций мира. Так, например, мистическое единение в космической энергии секти двух противоположных начал – женского и мужского – отразилось на символических соответствиях конструкций и звучаний инструментов индонезийского оркестра гамелан. Категории «мужское-женское» в ряде культур могли отражаться и на типе звучания. Отражение гендерных отношений в той или иной культурной традиции может указывать на ее определенную историческую датировку. В статье рассматривается проблема женского и мужского музыкального профессионализма, анализируется социальный статус музыканта-мужчины и женщины-музыкантши на примере различных цивилизаций мира. Отдельный раздел статьи посвящен женскому музицированию на примере стран исламского мира, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проблема «женщины – общество – музыка» рассматривается автором статьи на трех уровнях:1) участие женщин в акциях, так или иначе связанных со звуко-музыкальным выражением, наряду с мужчинами, без видимых ограничений; 2) выделение женского творчества в особую социокультурную нишу по разным причинам, в том числе и в результате дискриминационных мер, отражающих ту или иную идеологию; 3) формирование специального слоя музыки (жанры, стили, виды, манеры исполнения) уже внутри установившейся традиции женского музицирования.