Роль государственной политики стран Центральной Азии в формировании новых направлений трудовой миграции

Осознавая важность миграционной политики для своих экономик и общества, центральноазиатские страны активно выстраивают системы трудовой мобильности для граждан своих стран, расширяя географию миграций. В статье отмечается высокая роль внешней трудовой миграции в решении демографических проблем региона и как источника денежных средств, а также как инструмента кросс-культурных обменов и заимствования образа жизни и стандартов поведения, роста социального капитала в целом. Авторы обращают внимание, что нематериальные последствия миграции могут быть значительными. Статья отмечает происходящую сегодня активную диверсификацию направлений миграции из Центральной Азии, и утверждает, что традиционная для региона евразийская миграционная система с центрами в России и Казахстане уже не является монопольной. Приводятся данные об интенсификации миграции из стран Центральной Азии в некоторые европейские страны, в том числе Польшу и Великобританию. Более детально, рассматривается процесс трудовой миграции в Корею, Турцию и Страны залива. Начиная с 2010-х гг. лидеры стран центральной Азии совершили ряд зарубежных поездок для заключения договоренностей, поддерживающих и обеспечивающих возможность граждан своих стран в странах осуществлять законную трудовую миграцию в новых для региона принимающих странах. В каждой из стран ЦА разрабатываются система государственных мер, негосударственной поддержки и комплекс международных документов, способных обеспечить трудовую миграцию по новым направлениям. Причем страны ЦА используют как опыт своего участия в евразийской миграционной системе, так и значительный опыт принимающих стран в формировании крупных «пакетов» от потенциальных работодателей, так и опыт таких стран-экспортеров мигрантов как Бангладеш. В статье доказывается, что государства региона увеличивают интенсивность международных контактов, чтобы обеспечить возможность трудовой миграции в новые принимающие страны. В то же время в статье поднимается вопрос насколько создаваемые миграционные программы соответствуют задачам, поставленным Всемирным компактом по миграции 2018 г., ставившим цель создать эффективную систему управления миграционными потоками для обеспечения «организованной, урегулированной и безопасной» мобильности.

Издательство
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Язык
Русский
Статус
Опубликовано
Номер
5
Том
7
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
трудовая мобильность; межгосударственные контакты; международная миграция; урбанизм; религиозный фактор
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Моргунова О.А., Меньшиков П.В., Агрба А.А., Новикова В.С., Доренко К.С., Морозова Д.С., Нейматова А.Я., Алексеева Е.П., Голубева В.И., Смольская Е.П., Забурдаева Е.В., Аргылов Н.А., Шоботенко А.В.
Москва. МГИМО. 2022. 461 с.