Инаковость индивидуального бытия человека в условиях фейковой реальности

В статье рассматривается феномен фейка и его влияние на индивидуальное бытие человека. В условиях тотальной манипуляции общественным мнением происходит ограничение свободы мысли. Задыхаясь от информационного гиперпотока, человек утрачивает способность к демаркации истины и лжи. Взяв на вооружение идеологический лозунг «Это совсем другое», признавая важность, оправданность двойных стандартов, фейковая реальность для индивида стала выбором меньшего из двух зол. С одной стороны, истина, свобода и ответственность, что означает по-настоящему быть, но что требует от человека приложения огромного багажа усилий к осмысленному существованию. С другой стороны, девальвация указанных ценностей до уровня «своей правды», благоустроенной несвободы и снижения градуса ответственности до состояния «иметь» или «слыть», что позволяет человеку безболезненно плыть по течению, быть всегда с большинством, не выходить за рамки зоны комфорта. Анализируются данные исследований отечественных и зарубежных авторов, изучающих указанный феномен. Обозначаются ключевые проблемы, связанные с природой фейка, роль средств массовой информации и новых медиа, приводится авторская дефиниция этого понятия. В рамках данной статьи фейк понимается как инструмент идеологической диверсии, выступая маркерной характеристикой текста на предмет его несоответствия истине. Психологические особенности среднестатистического «нормального» человека, продуцирующего ложь и готового принимать ложь за правду, его готовность «бежать от информации», придавать статус истины тому, что является только мнением, некритическое доверие к различного рода экспертам позволяют сегодняшнему потребителю информации максимально совмещать субъективную оценку реальности с реальностью, созданной всесильными медиа. Делается вывод о том, что фейк, имея различные формы существования, есть идеологический инструмент манипулирования индивидуальным и надындивидуальным сознанием, а сам человек оказывается погруженным в новую для него фейковую реальность.

The article considers the phenomenon of fake and its infl uence on the individual existence of a person. In circumstances where public opinion is entirely manipulated, the freedom of thought is constrained. Overwhelmed by the excessive infl ux of information, an individual gradually loses the capacity to distinguish between what is true and false. Having embraced the ideological slogan “This is completely diff erent” and acknowledged the importance, the acceptability of double standards, opting for a fabricated reality becomes a choice of the lesser evil for an individual. On the one hand, there exists truth, liberty, and accountability, which necessitates considerable eff ort for a meaningful existence. On the other hand, the devaluation of these values to the level of “one’s own truth,” comfortable conformity, and a reduction in the degree of accountability to the status of “possessing” or “maintaining one’s reputation” enables an individual to seamlessly conform to the prevailing consensus, without stepping out of the comfort zone. The data from domestic and foreign researchers studying this phenomenon are analyzed. Key issues related to the nature of fake, the roles of mass media and new media are identified, the author’s defi nition of this concept is provided. In the context of this article, a “fake” is interpreted as a means of ideological manipulation, serving as a defi ning feature of a text regarding its deviation from the truth. The typical psychological traits of an “average” individual, who generates untruths and is open to accepting them as facts, his/her inclination to “avoid information”, attributing truthfulness to what is essentially an opinion, and showing unquestioning faith in diverse experts, enable contemporary information consumers to merge their personal perception of reality with the constructed reality presented by infl uential media sources. It is concluded that a fake, having various forms of existence, is an ideological tool for manipulating individual and supra-individual consciousness, while individuals fi nd themselves immersed in a new fake reality.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
212-219
Статус
Опубликовано
Том
24
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
fake; reality; fake reality; post-truth; information; ideology; individual; фейк; реальность; фейковая реальность; постправда; информация; идеология; человек
Дата создания
15.07.2024
Дата изменения
15.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/157347/
Поделиться

Другие записи

Кашлявик К.Ю., Лобков А.Е.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Том 24. 2024. С. 190-196