Развитие критического мышления студентов в образовательном процессе вуза

В статье представлено современное представление о сущности и содержании феномена критического мышления в психолого-педагогических исследованиях. В настоящее время в высшей школе уделяется недостаточное внимание вопросу развития критического мышления студентов. Как следствие, несформированная способность личности творчески и критически мыслить у выпускников проявляется в неуверенности в себе, в личностной тревожности, а также в невысокой продуктивности профессиональной деятельности молодого специалиста. С методической точки зрения, проблема заключается в недостаточности разработанных механизмов и методиках формирования и развития критического мышления как личностной компетенции в системе профессиональной подготовки. Осуществлен поиск оптимальных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие всех структурных компонентов критического мышления у обучающихся в командной работе на семинарских и практических занятиях. Показана роль преподавателя вуза в развитии данного вида мышления. Высокий уровень развития данной профессиональной компетенции во многом предопределяет качество социальной адаптации в обществе и успешность профессиональной самореализации. Предполагается, что дальнейшее развитие каждого отдельного умения способствует развитию комплексного навыка критического мышления у обучающихся.

The article presents a modern idea of the essence and content of the phenomenon of critical thinking in psychological and pedagogical research. Currently, insufficient attention is paid to the issue of developing students' critical thinking in higher education. As a consequence, the unformed ability of the individual to think creatively and critically among graduates is manifested in self-doubt, personal anxiety, as well as in the low productivity of the professional activity of a young specialist. From a methodological point of view, the problem lies in the insufficiency of the developed mechanisms and methods for the formation and development of critical thinking as a personal competence in the professional training system. A search was carried out for optimal organizational, pedagogical and psychological-pedagogical conditions that ensure the development of all structural components of critical thinking among students in team work at seminars and practical classes. The role of a university teacher in the development of this type of thinking is shown. The high level of development of this professional competence largely determines the quality of social adaptation in society and the success of professional self-realization. It is assumed that the further development of each individual skill contributes to the development of complex critical thinking skills in students.

Авторы
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
240-244
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
critical thinking; educational process of the university; organizational and pedagogical conditions; pedagogical technology; критическое мышление; образовательный процесс вуза; организационно-педагогические условия; педагогическая технология
Дата создания
11.07.2024
Дата изменения
11.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/156121/
Поделиться

Другие записи