Статья посвящена рассмотрению образа Китая в русской литературе начала ХХ века, а также лексико-концептологических средств его представления в литературных произведениях русских поэтов. Целью работы стало выявление некоторых особенностей образа Китая, которые, по мнению автора, во многом были обусловлены значимостью внешнеполитических отношений России и Китая. Изменения внешнеполитических отношений двух стран всегда сопровождаются отражением этих изменений в СМИ или же художественных произведениях, авторы которых используют большой набор различных языковых средств. В этой связи автор стремится дать краткую характеристику российско-китайских отношений в ХХ в. и представить художественные концепты, которые использовали русские авторы при написании своих произведений. Вследствие гражданской войны 1917-1922 гг. многие представители русской интеллигенции были вынуждены эмигрировать, в том числе в город Харбин (Китай). На примере произведений русских эмигрантов в Харбине рассматривается образное представление Китая в литературе русского зарубежья. Автор приходит к выводу, что образ Китая был романтизирован в трудах русских авторов как образ страны, которая стала пристанищем для вынужденных эмигрантов.
The article is devoted to the consideration of the image of China in Russian literature of the early twentieth century, as well as the lexical and conceptual means of its representation in the literary works of Russian poets. The purpose of the work was to identify some features of the image of China, which, according to the author, were largely due to the importance of foreign policy relations between Russia and China. Changes in the foreign policy relations of the two countries are always accompanied by a reflection of these changes in the media or in works of art, the authors of which use a wide range of different language means. In this regard, the author seeks to give a brief description of Russian-Chinese relations in the 20th century and present the artistic concepts that Russian authors used when writing their works. As a result of the civil war of 1917-1922, many representatives of the Russian intelligentsia were forced to emigrate, including to the city of Harbin (China). On the example of the works of Russian authors in Harbin, the figurative representation of China in the literature of Russian emigrants is considered. The author comes to the conclusion that the image of China was romanticized in the works of Russian emigrants as the image of a country that became a haven for them.