Целью настоящего исследования является рассмотрение структуры метафоры «цвет времени» и особенностей её функционирования в поэтическом тексте. Основными методами, использованными в ходе работы, являются анализ корпусных данных и филологический анализ текста. В процессе исследования были получены следующие результаты:1. Корпус фиксирует употребления данной метафоры с 1919 года;2. Метафора является неоднородной, интегрируя в себя разные типы значений метафоры времени, выделенные Д. Лакоффом и М. Джонсоном;3. Стихотворение В.Я. Брюсова «Фонарики» построено по принципу разворачивания метафоры «цвет времени» с использованием разных типов коннотаций цветовых прилагательных.Метафора «цвет времени» устроена достаточно сложно, так как оба входящих в её состав компонента имеют самостоятельные переносные значения, устроенные по метафорическому принципу. С одной стороны, это придаёт ей богатые выразительные возможности, используемые в текстах разных типов, с другой стороны, вызывает определённые сложности при попытке её осмысления в рамках теории метафоры Лакоффа и Джонсона. В поэтическом тексте данная метафора сохраняет свои основные свойства, но в то же время приобретает ряд дополнительных интерпретаций, которые могут создаваться при её взаимодействии с лексикой, называющей цвета.
The aim of this study is to examine the structure of the metaphor "colour of time" and the specifics of its functioning in a poetic text. The main methods used are corpus analysis and philological analysis of the text. The following results were obtained in the course of the research:1. The corpus registers the use of this metaphor since 1919;2. The metaphor is heterogeneous, integrating the different types of meaning of time metaphor identified by D. Lakoff and M. Johnson;3. Brusov's poem "Fonariki [Lanterns]" is built on the principle of unfolding the metaphor "colour of time", using different types of connotations of colour adjectives.The metaphor "colour of time" is rather complex, as both of its components have independent figurative meanings, arranged according to the metaphorical principle. On the one hand, this gives it rich expressive possibilities used in different types of texts, but on the other hand, it causes certain difficulties when trying to understand it within the framework of Lakoff and Johnson's metaphor theory. In a poetic text, this metaphor retains its basic properties, but at the same time acquires a number of additional interpretations, which may be created by its interaction with the lexicon naming colours.