Федеративные отношения - это потенциально конфликтная сфера. Определение их принципов, порядка и содержания - необходимое условие обеспечения устойчивости государственности. Модели и эффективные механизмы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти в России имеют в своей основе культурно-историческую парадигму развития федеративного государственного устройства России. Цель исследования - определить основные методологические правила, позволяющие сформировать научно-обоснованную концепцию разграничения полномочий между уровнями власти с учетом культурно-исторических условий развития российского общества, укоренения в нем устойчивых принципов взаимоотношений в публичной сфере, стандартов и стереотипов социального взаимодействия. Задачи исследования предполагают обоснование такой системы методологических правил, которая обеспечит а) целостность государства, б) необходимость в децентрализации власти на основе принципов федерализма, в) определение принципов, обуславливающих модель разграничении полномочий. Исследование, проведенное на основе диалектического метода, который использовался в сочетании с системным методом, историческим методом и социокультурным видением политических и правовых явлений, показало, что а) существуют лишь только общие ориентиры, которыми руководствуются государства, выбирая федеративную модель, а не какой либо ее эталон; б) ключевой является проблема соотношения вертикального разделения властей с ответственностью и культурно-исторической спецификой при реализации полномочий в сфере совместного ведения федерального центра и субъектов федерации; в) значимой в методологии исследования федерализма является оценка слабости политических амбиций властных элит в соотношении с ролью социально-экономических факторов, определяющих степень эффективности реализации субъектами публичной власти их полномочий; г) разграничение полномочий в федеративном государстве - это динамический процесс, содержание и направление которого обусловлены конкретно-историческими задачами; д) централизация федеративных отношений в России служит фактором их эволюции, динамики
Federated relationships are potentially a conflict sphere. Defining their principles, order and content is a necessary condition for ensuring the sustainability of statehood. Models and effective mechanisms for distinguishing powers and subjects of jurisdiction between federal and regional state authorities in Russia have as their basis the cultural and historical paradigm of the development of the federal state structure of Russia. The purpose of the study is to determine the basic methodological rules that make it possible to form a scientifically based concept of delimitation of powers between the levels of government, taking into account the cultural and historical conditions for the development of Russian society, the establishment in it of stable principles of relations in the public sphere, standards and stereotypes of social interaction. The objectives of the study are to justify such a system of methodological rules that will ensure a) the integrity of the state, b) the need for decentralization of power based on the principles of federalism, c) the definition of the principles that determine the model of delimitation of powers. A study conducted on the basis of the dialectical method, which was used in combination with the systemic method, the historical method and the socio-cultural vision of political and legal phenomena, showed that (a) there are only general guidelines that guide states, choosing a federal model, and not any of its standards; b) the key is the problem of the relationship between the vertical separation of powers with responsibility and cultural and historical specifics in the implementation of powers in the field of joint jurisdiction of the federal center and the subjects of the federation; c) significant in the methodology of the study of federalism is the assessment of the weakness of the political ambitions of the power elites in relation to the role of socio-economic factors that determine the degree of effectiveness of the exercise by the subjects of public power of their powers; d) delimitation of powers in a federal state is a dynamic process, the content and direction of which are determined by specific historical tasks; e) centralization of federal relations in Russia serves as a factor in their evolution and dynamics