НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

Креативное мышление (далее - КМ) формируется на основе ключевой, общеизвестной и общепризнанной, информации, что опровергает популярный тезис о том, что подобная осведомленность плохо сочетается с креативностью. Для раскрытия креативных возможностей, например, в определенной предметной области, нужно, чтобы индивид имел некоторый объем знаний в соответствующей сфере, на базе которых он в дальнейшем получит возможность разрабатывать варианты новых перспективных теорий, алгоритмов, методов и т.д. Среди концепций КМ выделяется концепция дивергентного (проблемно-ориентированного) мышления, предложенная американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford). Ученый допустил наличие у свободно сформулированной задачи нескольких правильных решений, тогда мышление работает совершенно иначе: имеет место генерирование разрозненных, смежных, взаимообогащающих (или, напротив, конфликтующих) идей. Такой тип мышления имеет творческий (креативный) характер, приводя к возникновению новых, нестандартных мыслительных продуктов. Само понятие «дивергенция» отсылает к выявлению различий. Соответствующий подход позволяет человеку предлагать несхожие, обособленные, лишенные прямой взаимной связи задачи, чем и обусловлена данная отсылка. Сущность дивергентного мышления лучше всего эксплицируется через понятие «творческого равнодушия» (“creative indifference”), введенное немецким философом Саломо Фридландером (Salomo Friedlaender). В соответствии с его теорией, любой факт бытия имеет два полюса, две контрастные грани. Чтобы иметь возможность оценивать явление объективно (видеть обе его стороны), индивид должен обнаружить условный наблюдательный пункт - «нулевую точку». Психологи рассматривают такое мышление как значимую составляющую интеллектуального развития и одаренности, не равнозначное ни первому, ни второму. Установлена позитивная корреляция творческого мышления с умеренно повышенным уровнем интеллекта (как правило, не больше 120), при отсутствии устойчивой взаимосвязи с высоким интеллектом.

Creative thinking (hereinafter referred to as CT) is formed on the basis of key, well-known and generally recognized information, which refutes the popular thesis that such awareness is poorly combined with creativity. In order to reveal creative possibilities, for example, in a certain subject area, it is necessary that an individual has a certain amount of knowledge in the relevant field, on the basis of which he will later be able to develop options for new promising theories, algorithms, methods, etc. Among the concepts of CT, the concept of divergent (problem-oriented) thinking, proposed by the American psychologist Joy Paul Guilford, stands out. The scientist admitted that a freely formulated problem has several correct solutions, then thinking works completely differently: there is a generation of disparate, adjacent, mutually enriching (or, conversely, conflicting) ideas. This type of thinking has a creative (creative) character, leading to the emergence of new, non-standard thinking products. The very concept of "divergence" refers to the identification of differences. The appropriate approach allows a person to offer dissimilar, isolated, devoid of direct mutual connection tasks, which is why this reference is due. The essence of divergent thinking is best explicated through the concept of "creative indifference", introduced by the German philosopher Salomo Friedlaender. According to his theory, any fact of being has two poles, two contrasting facets. In order to be able to evaluate the phenomenon objectively (to see both sides of it), an individual must find a conditional observation point - the "zero point". Psychologists consider such thinking as a significant component of intellectual development and giftedness, not equivalent to either the first or the second. A positive correlation of creative thinking with a moderately elevated level of intelligence (usually no more than 120) has been established, in the absence of a stable relationship with high intelligence.

Издательство
Уральский государственный педагогический университет
Номер выпуска
7
Язык
Русский
Страницы
48-52
Статус
Опубликовано
Том
3
Год
2022
Организации
  • 1 Уральский государственный экономический университет
  • 2 Инженерная академия
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
creativeness; creativity; structural components of creativity; scientific approaches; творчество; креативность; структурные компоненты креативности; научные подходы
Дата создания
11.07.2024
Дата изменения
11.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/154751/
Поделиться

Другие записи