В статье говорится о роли и месте обычаев в системе социальных норм. Даются определения социальных регуляторов, признаки, функции, а также их виды. Тематика статьи представляется актуальной в связи с тем, что общество, находясь на разных этапах своего развития, неизменно нуждается в урегулировании отношений в ходе образовательного процесса. Взаимосвязь между людьми, людьми и социальными группами, а также отношения, складывающиеся между обществом и государством, с ходом истории все более усложнялись и развивались. С развитием же общественных отношений происходило становление социальных норм. Без общеобязательных и допустимых моделей поведения в обществе и государстве возникают деструктивные и хаотичные процессы. В этом заключается цель исследования, продемонстрировать значимость норм обычного права и найти их место в структуре иных социальных регуляторов образовательного процесса. При помощи разнообразных видов социальных норм (норм религии, морали, корпоративных норм, норм права и т.д.) возможно упорядочить сложные системы в различных общностях, одним из таких регуляторов является обычай. Используя методы познания, такие как: описание, сравнительно-правовой метод, были раскрыты отдельные виды социальных норм, их особенности и характерные черты. В работе ставится цель - определить сущность и роль норм обычного права (обычаев), через комплексный историко-правовой и сравнительно-правовой анализ. На основе изученного материала можно дать следующее определение: обычаи - это устоявшиеся модели поведения человека в обществе, которые сложились в ходе их многократного повторения. Результатом работы будет подтверждение цели исследования, что, через призму норм обычного права наиболее масштабно видится уровень развития государства, и степень самостоятельности общества от государства, состояние культуры, в связи с этим можно сделать вывод о необходимости изучения обычаев
The article deals with the role and place of customs in the system of social norms. Definitions of social regulators, features, functions, as well as their types are given. The topic of the article seems relevant due to the fact that society, being at different stages of its development, invariably needs to regulate relations in the course of the educational process. The relationship between people, people and social groups, as well as the relations that develop between society and the state, with the course of history, became more and more complicated and developed. With the development of social relations, the formation of social norms took place. Without obligatory and acceptable models of behavior in society and the state, destructive and chaotic processes arise. This is the purpose of the study, to demonstrate the importance of customary law and to find their place in the structure of other social regulators of the educational process. With the help of various types of social norms (religious norms, morality, corporate norms, legal norms, etc.), it is possible to streamline complex systems in various communities, one of such regulators is custom. Using methods of cognition, such as: description, comparative legal method, certain types of social norms, their features and characteristics were revealed. The aim of the work is to determine the essence and role of the norms of customary law (customs), through a comprehensive historical-legal and comparative legal analysis. On the basis of the studied material, the following definition can be given: customs are established patterns of human behavior in society that have developed in the course of their repeated repetition. The result of the work will be the confirmation of the purpose of the study, that, through the prism of customary law, the level of development of the state is most widely seen, and the degree of independence of society from the state, the state of culture, in this regard, we can conclude that it is necessary to study customs