В условиях цифровизации образования и внедрения всевозможных инструментов цифровой оценки результатов деятельности особую актуальность приобретают вопросы теоретического рассмотрения возможностей организации систем цифровой оценки диссертационных исследований. Хотя данные процессы на теоретическом уровне обладают рядом достоинств, реальная практика оценки складывается таким образом, что формируются некоторые барьеры в развитии систем цифровой оценки диссертации. Цель. Цель исследования заключается в анализе проблем и перспектив внедрения систем цифровой оценки диссертационных исследований. Материалы и методы. В качестве основных материалов настоящего исследования выступили работы авторов в области цифровизации образования, анализа достоинств и недостатков популяризации практик применения инструментов цифровизации, а также исследования, направленные на изучение объективных результатов цифровизации. Исследование строится на методах теоретического анализа, синтеза, контент-анализа, сравнения и обобщения. Результаты. Обусловлена ключевая направленность механизма цифровой оценки диссертации. Подчеркнута малая разработанность данного направления в исследовательской практике. Выявлены основные проблемы цифровой оценки диссертации, связанные с отсутствием современных аналогов подобных оценочных систем, возникновением возможных нарушений при действии подобных механизмов и, как следствие, необходимости дополнительной проверки диссертации. Определены ключевые перспективы внедрения цифровых систем оценки диссертаций, связанные с оптимизацией и автоматизацией ряда действий, возможностью ускорения темпов рассмотрения работ, исключения влияния человеческого фактора и др. Научная новизна. Актуализирована возможность разработки систем и механизмов цифровой оценки диссертационных исследований. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в дальнейшем при организации комплексных научных разработок, ориентированных на воссоздание как отдельных элементов цифровой оценки диссертационных исследований, так и рассмотрения дополнительных теоретических возможностей организации данных процессов.
In the context of digitalization of education and the introduction of various tools for digital evaluation of performance, the issues of theoretical consideration of the possibilities of organizing systems for digital evaluation of dissertation research are of particular relevance. Although these processes have a number of advantages at the theoretical level, the actual practice of evaluation develops in such a way that some barriers are formed in the development of digital dissertation evaluation systems. Purpose. The purpose of the study is to analyze the problems and prospects of implementing systems of digital evaluation of dissertation research. Materials and methods. The main materials of this study are the authors' works in the field of digitalization of education, analysis of the advantages and disadvantages of popularizing the practices of using digitalization tools, as well as research aimed at studying the objective results of digitalization. The research is based on the methods of theoretical analysis, synthesis, content analysis, comparison and generalization. Results. The key orientation of the mechanism of digital evaluation of the dissertation is determined. The small development of this direction in research practice is emphasized. The main problems of digital evaluation of the dissertation related to the lack of modern analogues of such evaluation systems, the occurrence of possible violations during the operation of such mechanisms and, as a consequence, the need for additional verification of the dissertation are identified. The key prospects for the introduction of digital systems for the evaluation of dissertations related to the optimization and automation of a number of actions, the possibility of accelerating the pace of consideration of works, eliminating the influence of the human factor, etc. are identified. Scientific novelty. The possibility of developing systems and mechanisms for digital evaluation of dissertation research is updated. Practical significance. The results of the research can be applied in the future in the organization of complex scientific developments aimed at recreating both individual elements of the digital evaluation of dissertation research and consideration of additional theoretical possibilities of organizing these processes.