В статье исследуются существующие в настоящее время в практике контрольных (надзорных) органов подходы к определению целей деятельности, к целеполаганию и системе оценки достижения целей. На основе данных социологических исследований выявлены виды контроля (надзора) результаты которым наиболее значимы сточки зрения граждан. В отношении нескольких видов контроля, наиболее массовых и типичных, изучены подходы к оценке достижения общественно значимых результатов. На основе анализа открытых данных государственных органов авторы приходят к выводам, что сложность оценки минимизации ущерба охраняемым законом ценностям обусловлена несколькими причинами, среди которых: отсутствие чёткого понимания и количественного описания ценностей, на защиту которых направлена контрольная (надзорная) деятельность; отсутствие данных о степени влияния соответствующего контроля (надзора) на безопасность охраняемых законом ценностей. Констатируется наличие существенных различий в используемых подходах, в методике определения количественных значений целей деятельности контрольных (надворных) органов, отсутствие достоверных и непротиворечивых статистических данных, необходимых для оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора). Авторы считают контрольно-надзорная деятельность государства должна быть защитой с защитой значимых охраняемых ценностей. При подготовке научной статьи использовались результаты НИР по следующим темам: «Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также реализации реформы контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как её конечных бенефициаров», «Оценка динамики результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как её конечных бенефициаров», выполненных в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС на 2018 и 2019 годы при непосредственном участии авторов.
The article examines the approaches currently existing in the practice of control (monitoring) bodies to determine the goals of activity, to goal-setting and a system for assessing the achievement of goals. Based on the data of sociological studies, types of control (monitoring) have been identified, the results of which are most significant from the point of view of citizens. With regard to several types of control, the most widespread and typical, approaches to assessing the achievement of socially significant results have been studied. Based on the analysis of open data from government bodies, the authors come to the conclusion that the complexity of assessing the minimization of damage to values protected by law is due to several reasons, among which: the lack of a clear understanding and quantitative description of the values that the control (monitoring) activity is aimed at protecting; lack of data on the degree of influence of appropriate control (monitoring) on the safety of legally protected values. It is ascertained that there are significant differences in the approaches used, in the methodology for determining the quantitative values of the goals of the control (court) bodies, the lack of reliable and consistent statistical data necessary to assess the effectiveness and efficiency of state control (monitoring). The authors consider the control and supervisory activity of the state should be protection with the protection of significant protected values. In preparing the scientific article, the results of research on the following topics were used: «Evaluation of the effectiveness and efficiency of control and supervision activities, as well as the implementation of the reform of control and supervision activities from the perspective of citizens as its ultimate beneficiaries», «Assessment of the dynamics of the effectiveness and efficiency of control and supervision activities from a citizens’ position as its ultimate beneficiaries», carried out in accordance with the State task of the RANEPAfor 2018 and 2019 years with the direct participation of the authors.